Словарь по христианству Ж ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич - Страница 6

ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич - Страница 6

В дневнике за 1828 г., когда началось обучение наследника, В.А. Жуковский размышлял о своей миссии, которую видел в его воспитании в духе любви и уважения к народу («не уважать народ свой есть совершенное безумство в Государе, есть что-то чудовищное, похожее на сумасшествие»), в искренней преданности национальным традициям, но и в желании, «чтобы Русские наравне с другими народами могли пользоваться всеми благами гражданства, даруемыми единым просвещением». В.А. Жуковский надеялся внушить будущему монарху уважение к человеческому достоинству и свободе подданных и смиренное сознание ограниченности самодержавной власти: «Самодержец, ты думаешь, что ты всемогущ! Нет! ты в заблуждении. Ты властен произнести только слово повелительное – но произнося его, ты предаёшь его на волю твоих рабов…» Эта не чуждая либерализма программа на практике, конечно, корректировалась, тем более что и взгляды В.А. Жуковского со временем становились всё более консервативными, а отношение к европейскому просвещению – всё более настороженным. Итоговая формула В.А. Жуковского о самодержавии и поставленных ему пределах дана в письме великому князю Александру Николаевичу от 30 августа 1843 г.: «Самодержавие есть только высшая степень покорности Божьей правде». В.А. Жуковский оказался причастен к истории с законоучителем наследника протоиереем Герасимом Павским, отставленным от этой должности в 1835 г. на основании двух отзывов Московского митрополита Филарета (Дроздова) о его книге. В докладной записке императору Николаю I В.А. Жуковский пытался доказать, что в преподавании протоиерея Герасима Павского не было имеющихся в его книжке пропусков и двусмысленностей, и что оно ни в чём не повреждало «чистоту веры Его Высочества», но безуспешно. В.А. Жуковскому удалось лишь поспособствовать материальному вознаграждению протоиерея Герасима Павского. В этой истории, впервые поставившей В.А. Жуковского перед лицом догматических и церковно-правовых вопросов, ему «пришлось быть, скорее, недоумевающим зрителем, нежели действующим лицом». В 1837 г. В.А. Жуковский сопровождал великого князя в путешествии по России, с мая 1838 г. по июнь 1839 г. – по Европе. В 1840 г. выехал с ним в Германию к невесте наследника будущего императора Марии Александровне, преподавал ей русский язык. На этом служба В.А. Жуковского закончилась, в 1841 г. он вышел в отставку в чине тайного советника. Политическая лирика В.А. Жуковского 1830 гг. посвящена прославлению мощи России и незыблемости её самодержавных устоев и носит во многом официальный характер. К ней относятся два отклика на Польское восстание 1830–1831 гг. («Старая песня на новый лад» (вышла под одной обложкой с одами Александра Сергеевича Пушкина «Клеветникам России» и «Бородинская годовщина») и «Русская слава»), «Бородинская годовщина» (1839 г.) и «1-ое июля 1842», где история Руси представлена как прошедшая под особым покровительством Георгия Победоносца. В ноябре 1833 г. по поручению императора Николая I В.А. Жуковский пишет слова государственного гимна на музыку Алексея Фёдоровича Львова: «Боже, Царя храни! / Сильный, Державный, / Царствуй на славу нам, / Царствуй на страх врагам, / Царь Православный! / Боже, Царя храни!» (первый вариант гимна под заглавием «Молитва русского народа» В.А. Жуковский опубликовал ещё в 1813 г.: «Боже, Царя храни! / Славному долги дни / Дай на земли! / Гордых смирителю, / Слабых хранителю, / Всех утешителю – / Всё ниспошли!»

 



 
PR-CY.ru