ЗОСИМА и САВВАТИЙ - Страница 21

Икона с сюжетами жития Зосимы и Савватия последней трети XVIII в. из южного придела нижней церкви Николо-Богоявленского (Морского) собора в Санкт-Петербурге написана, по мнению исследователей, на основе гравюры 1768 г. Михаила Ивановича Махаева с восемью клеймами чудес (Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина). К поздним иконографическим вариантам принадлежит икона с десятью клеймами Жития чудотворцев конца XVIII – начала XIX вв. (Архангельский музей изобразительных искусств) – над и под средником помещены горизонтальные клейма с перенесением их св. мощей. Образы Зосимы и Савватия встречаются в составе деисусных чинов иконостасов соловецких церквей (например, Благовещенской церкви), а также многих храмов Русского Севера: иконы Зосимы и Савватия конца ХVI в. из церкви апостолов Петра и Павла села Вирма в Поморье (Музей изобразительных искусств Республики Карелия); образ Савватия XVII в. из города Кемь (Государственный Эрмитаж); образ Зосимы ХVII в. из Успенского собора города Кемь (Музей изобразительных искусств Республики Карелия); икона Зосимы конца XVII в. из Никольской церкви в селе Койнас Лешуконского района Архангельской области (Государственный Эрмитаж), иконы преподобных первой четверти ХVIII в. из Преображенской церкви на острове Кижи (Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи»), XVII в. (музей истории религий), ХVIII в. из часовни деревни Леликозеро в Заонежье (Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи»), икона Савватия XVIII в. (музей истории религий). Интересным примером изображения Зосимф и Савватия в академической живописи исследователи называют полотно художника Григория Ивановича Угрюмова, созданное между 1806 и 1811 гг. для Казанского собора Санкт-Петербурга (музей истории религий) – Савватий в схиме и куколе, с седой раздвоенной бородой, правой рукой поддерживает модель пятиглавого собора за крепостной стеной, Зосима в профиль, в мантии, с непокрытой головой (волосы русые, борода с проседью), левой рукой придерживает модель; в облаках – полуфигура Спасителя (музей истории религий). В главном иконостасе храма Христа Спасителя в Москве находился образ Зосимы (1870 гг.), т.к. в день его памяти родился император Александр II; образы Зосимы и Савватия (художники Яков Степанович Башилов, Павел Фёдорович Плешанов) были включены в программу росписи придела во имя князя Александра Невского). В мастерской иконописцев Пешехоновых в Санкт-Петербурге выполнена икона Зосимы и Савватия 1866 г. (музей истории религий) «в память чудесного спасения драгоценной жизни Государя Императора Александра II», переданная в дар императору «от верноподданных крестьян Архангельской губернии Онежскаго уезда Посадной волости», где святые представлены в молении Иисусу Христу на фоне монастыря, на орнаментированном золотом фоне. Единоличные иконы святых писались и в ведущих иконописных мастерских конца XIX – начала XX в., например, икона Зосимы письма Михаила Ивановича Дикарёва (1892 г., музей истории религий) и икона Савватия работы Иосифа Семёновича Чирикова из годовой Минеи, включавшей 366 образов, написанной для домовой церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы великокняжеского Мраморного дворца в Санкт-Петербурге.

 



 
PR-CY.ru