ЗОСИМА и САВВАТИЙ - Страница 27

К тому времени на первоначальные доски были внесены поправки в соответствии с изменившимся к ХIХ в. архитектурным обликом монастыря (некоторые оригинальные доски хранятся в музее-заповеднике «Коломенское»). Рядом с монастырём на гравюрах изображены его основатели и святые, подвизавшиеся на Соловках, – Зосима, Савватий, преподобные Герман, Елеазар Анзерский, Иринарх и Филипп Московский. Произведения исполнены как признанными мастерами, так и малоизвестными северными авторами. К первой группе принадлежат листы Леонтия Кузьмича Бунина (1705 г.), Ивана Фёдоровича и Алексея Фёдоровича Зубовых, Михаила Ивановича Махаева. На гравюре М.И. Махаева 1768 г. (экземпляры в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Соловецком государственном историко-архитектурном и природном музее-заповеднике) в среднике помещён вид Соловецкого монастыря, вверху – образ Преображения с Соловецкими чудотворцами по сторонам (слева – Савватий и Филипп, справа – Зосима и Герман), внизу – картуш с кратким жизнеописанием святых. По сторонам средника – композиции из Жития Соловецких чудотворцев, в том числе «Чудо преподобного Зосимы об умершей жене», «Исцеление у гроба преподобного Зосимы больного Никона», «Преподобный Зосима видит церковь, “простёрту на воздусе и прекрасну”», «Чудо преподобных Зосимы и Савватия о двух полоненных братиях», «Чудо об исцелении монаха Макария» и др. На гравюре Зубовых 1744 г. (Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина) обозначены все постройки монастыря, наглядно передана гавань с большим количеством кораблей, включены детали реального пейзажа. На облаках – фигуры Соловецких чудотворцев, среди них – Зосима и Савватий, справа внизу – подпись: «Грыдоровали в Москве Иван и Алексей Зубовы. 1744 г.» (оттиск 1884 г. в собрании Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника). Существует гравюра Дмитрия Пастухова 1765 г. с сюжетами Жития и чудес преподобных (Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, фрагмент доски в Архангельском музее изобразительных искусств, оттиск 1884 г. в Соловецком государственном историко-архитектурном и природном музее-заповеднике). На гравюрах местных мастеров Луки Зубкова (родом из Кеми), Саввы Никифорова (родом из Сумы, иконописец) и монаха Александра Заливского (автор подготовительных рисунков) традиционные представления о панораме монастыря сочетаются с натурными наблюдениями, вниманием к деталям архитектурного пейзажа. Одна из ранних гравюр – «Вид Соловецкого монастыря с преподобными Зосимой, Савватием, Германом и святителем Филиппом» 1710 г. с подписью: «Грыдоровал в Соловецком монастыре Савва Никифоров иконописец 1710». Несколько видов монастыря с молящимися в небесах чудотворцами были награвированы Лукой Зубковым в 1772–1802 гг. (оттиски в Архангельском областном краеведческом музее, Серпуховском историко-художественном музее), он же является автором листа с изображением Богоматери на престоле с предстоящими Зосимой и Савватием, видом монастыря и десятью житийными клеймами (1791 г.). В 1827 г. гравёром Андреем Михайловичем Шелковниковым выполнен вид обители с чудотворцами (Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии, Русский музей) – Зосима в фелони с непокрытой головой, Савватий в схиме и куколе.

 



 
PR-CY.ru