ЗОСИМА и САВВАТИЙ - Страница 29

В 1876 г. от И.И. Пашкова поступили картины «в красках»: Зосима и Савватий, Соловецкий монастырь (Российский государственный архив древних актов). В начале ХХ в. монастырь приобретал небольшие цветные литографии у Е.И. Фесенко (Российский государственный архив древних актов). Образы Зосимы и Савватия были практически в каждой северной старообрядческой моленной или часовне, главным образом, одного иконографического извода, сложившегося в ХVII в.: святые представлены в рост, в развороте к центру, в молении образу Божьей Матери «Знамение» на облаках. Между ними вверху – панорама монастыря с характерным «дореформенным» видом обители с трёхшатровой звонницей (икона «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, с видом монастыря» конец ХVIII – начало ХIХ в. из Никольской церкви села Нижмозера в Поморье, Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник). Образцами выговского иконописания являются иконы конца XVIII – начала XIX вв. (Государственный Эрмитаж), начала XIX в. (музей Андрея Рублёва). Имя «Саватий», или «Саватей», писали, как правило, с одной буквой «в», что также было принято в ХVII в. У старообрядцев Поморья получил распространение и другой образ – «Седмица, с припадающими Зосимой и Савватием». Исследователям известен поморский вариант Печерской иконы Божьей Матери, с предстоящими Зосимой и Савватием (результат поновления иконы?), XVIII в., Зосима слева в куколе. Старообрядцы Выговской пустыни создали новые формы в меднолитой мелкой пластике: Зосима и Савватий были включены в состав ряда литых изделий – икон, складней, образков (Исторический музей, музей Андрея Рублёва, Музей изобразительных искусств Республики Карелия). В число иллюстраций к московскому варианту издания книги Семёна Денисова «История об отцех и страдальцех Соловецких» (1914 г.) включены «Построение монастыря преподобным Зосимою», «Некий старец виде преподобного Германа, вошедша в церковь, и преподобных отец Зосимы и Саватия, воставших в раках». В XVIII–XIX вв. по заказам обители и частных лиц холмогорские мастера создавали иконы с изображением Соловецких чудотворцев из кости (Государственный Эрмитаж, Исторический музей, Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии, Елецкий краеведческий музей, Костромской историко-архитектурный музей-заповедник). В документах упоминается и более сложная икона Зосимы и Савватия: «10,5 вершков, резная из перламутра, а вокруг чудеса их из белой кости» (Государственный архив Архангельской области). Зосима и Савватий представлены в левом нижнем клейме костяного образа с 14 храмовыми праздниками Соловецкой обители 1770 гг., изготовленного в Санкт-Петербурге предположительно мастером Осипом Христофоровичем Дудиным (находился в Преображенском соборе у раки святителя Филиппа, затем в ризнице, музеи Московского Кремля).

 



 
PR-CY.ru