ЗОСИМА и САВВАТИЙ - Страница 26

Последний покров на раку Зосимы был устроен монастырём во второй половине ХIХ в.: «Покров на раку бархата пунцового (свет) и малинового (поля); в средине образ преподобного Зосимы, лицо и руки, писаные красками, а венец из жёлтой парчи, шитый бусами, мантия и епитрахиль бархата малинового, последняя обшита лентой желтой аплике, на полях тропарь “Яко светильницы”… вышит шерстями; подкладка шёлковая» (Государственный архив Архангельской области). Исследователям известны изображения Зосимы и Савватия на других предметах облачения, например, в числе русских святых на подольнике саккоса патриарха Никона 1655 г. (музеи Московского Кремля), на вставном подоле XVIII в. к саккосу митрополита Казанского Лаврентия 1660 гг. (Государственный Объединённый музей Республики Татарстан), шитые фигуры святых на оплечье фелони второй половины XVII в. (музеи Московского Кремля), гравированные дробницы на митрах 1656 и 1682 гг., на оплечье фелони 1633 г. (музеи Московского Кремля). Описи зафиксировали изображения Зосимы и Савватия вместе с другими Соловецкими чудотворцами на хоругвях. Самая ранняя из них (односторонняя, шитая золотом, серебром и шёлком) исполнена в 1562 г., на ней изображено «Отечество» с предстоящими Богородицей, апостолом Иоанном Богословом и припадающими Зосимой и Савватием (вклад соловецкого старца устюжанина Шахова, музеи Московского Кремля). В ХIХ в. большинство хоругвей было написано на холсте масляными красками. В частности, по описи начала XX в., в Преображенском соборе – «на хоругви… Святая Троица, а на другой стороне святитель Филипп, преподобные Зосима, Савватий и Герман»; в церкви в честь Смоленской иконы Божьей Матери в Савватьеве – «хоругвь полотняная раскрашенная с образами: на одной стороне Спасителя, а на другой святителя Николая и преподобных Зосимы и Савватия, писаны красками, хоругвь таковая же… Богородицы Смоленской, а на другой – святителя Филиппа и преподобных Савватия и Германа Соловецких»; в церкви во имя Зосимы и Савватия на монастырском подворье в Архангельске – «хоругвь на холсте, раскрашена, на одной стороне образ Воскресения Христова, а на другой – собор святых угодников Соловецких и над ними Знамения Божией Матери» (Государственный архив Архангельской области). С конца XVII в. в Соловецком монастыре начали заказывать и печатать иконы-эстампы с изображениями местных чудотворцев (офорты, литографии, цинкографии). Отдельные изображения Зосимы и Савватия в графике исследователям неизвестны, но их образы присутствуют среди предстоящих или припадающих святых на многих гравюрах с видами Соловецкого монастыря. Первые гравюры были выполнены в ХVII в. в технике ксилографии, иногда с раскраской («Господь Вседержитель с Соловецкими чудотворцами»). До 1688 г. датируется гравюра Зосимы и Савватия с обителью в руках (Русский музей), которая, как полагают исследователи, использовалась иконописцами (гравюры этого извода существовали впоследствии в нескольких вариантах, Российская национальная библиотека). Позже монастырь часто заказывал гравированные медные доски, некоторые из них, в частности, гравюра круга Андреева 1686–1688 гг., стали образцами для иконописцев ХVIII в., неоднократно повторявших данный извод. Медные доски (самые ранние – начало ХVIII в.) были обнаружены Дмитрием Александровичем Ровинским в 1876 г. в ризнице Соловецкого монастыря, вывезены в Санкт-Петербург и изданы.

 



 
PR-CY.ru