ЗОСИМА и САВВАТИЙ - Страница 28

Иногда Зосима изображался в епитрахили, Савватий – со сложенными крестообразно руками, как на гравюре Ивана Саблина 1818–1825 гг. (оттиски 1837 г. с поправками – Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии). Изображение монастыря и крестного хода запечатлено на гравюре Александра Гавриловича Афанасьева 1850 г. (оттиск 1884 г. в Соловецком государственном историко-архитектурном и природном музее-заповеднике). В 1850 г. на Соловках работал бывший послушник Анзерского скита монах Александр (о доске «Соловецкие чудотворцы», гравированной им в 1852 г., Д.А. Ровинскому сообщил казначей монастыря). Как полагают исследователи, он является автором и гравюры 1859 г. «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, в молении образу Божьей Матери “Знамение”», на которой святые изображены коленопреклонёнными (Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник). В 1860 гг. монастырь наладил собственное производство лубков «для печатания священных изображений и местных видов, поступающих в раздачу и продажу богомольцам, посещающим обитель в летнее время» (Российский государственный архив древних актов). В 1892 г. архимандрит Мелетий обратился в Московскую синодальную контору с просьбой рассмотреть десять литографий, которые предполагалось печатать в Соловецком монастыре, в том числе «Вид ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря большого размера», «Вид ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря малого размера», «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие чудотворцы», «Раки преподобных Зосимы и Савватия» и др. Первые листы, выпущенные монастырём, являлись литографиями с чудотворных образов (например, копия чудотворной Запечной иконы Божьей Матери с предстоящими Зосимой и Савватием на хромолитографии 1892 г. из собраний Архангельского музея изобразительных искусств, Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника). В обители также были созданы образы святых для иллюстрации изданий Соловецкого патерика (СПб., 1895 г.), хотя тираж их был отпечатан не в монастырской литографии. Все они были одобрены Московским духовно-цензурным комитетом (цензурные экземпляры: Российский государственный архив древних актов). Известны панорамы монастыря с Соловецкими чудотворцами, напечатанные в технике литографии на белом шёлке, а также с медных досок на хлопчатобумажной ткани (Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник). Во второй половине ХIХ – начале ХХ вв. Соловецкий монастырь пользовался также услугами литографий Ивана Пашкова и Ивана Морозова в Москве, Веферса в Санкт-Петербурге, Ефима Ивановича Фесенко в Одессе, которые выпустили несколько изображений обители и её святынь.

 



 
PR-CY.ru