ЗОСИМА и САВВАТИЙ - Страница 25

Сохранилась фотография усыпальницы начала ХХ в. (Архангельский областной краеведческий музей). В монастыре и его вотчинах, начиная с ХVII в., резчики по дереву создавали разнообразные кресты, иконы, складни. Ко второй половине ХVII в. относится группа деревянных поклонных раскрашенных крестов, на которых в нижней части изображены основатели Соловецкой обители (Третьяковская галерея, музеи Московского Кремля, Архангельский областной краеведческий музей, Исторический музей). Серия резных пядничных икон Зосимы и Савватия ХVII–XVIII вв. также связывается с Соловецким монастырём (музеи Московского Кремля, Архангельский музей изобразительных искусств). В описях ризницы монастыря упоминается вариант данной композиции («…Зосимы и Савватия с монастырём, над ними коронование Богородицы, длиною 7 вершков, резная из дерева» – Государственный архив Архангельской области). В часовне в память чуда Зосимы над просфорой был установлен деревянный восьмиконечный крест «мерою во весь иконостас… на нём Распятие, сверху Святая Троица, в подножии преподобные Зосима и Савватий – изображены резьбою и раскрашены масляными красками» (Государственный архив Архангельской области). Сохранились аналогичная по иконографии резная икона «Поклонение кресту преподобных Зосимы и Савватия Соловецких» последней трети ХVII в. (Архангельский музей изобразительных искусств), резные створки складней XVII–XVIII вв. с изображениями Зосимы и Савватия (музеи Московского Кремля, Исторический музей). Примером академической скульптуры является горельеф с оглавным изображением Зосимы и Савватия (скульптор Матвей Афанасьевич Чижов) в группе просветителей в нижнем ярусе памятника 1000-летию России, возведённого в 1862 г. в Новгороде по проекту Михаила Осиповича Микешина. Образы Зосимы и Савватия встречаются на шитых покровах с XVI в. – на покровах Зосимы (1583 г.) и Савватия (1585 г.), выполненных в мастерской Новодевичьего монастыря в Москве (музеи Московского Кремля, Зосима держит свиток двумя руками, у Савватия десница на груди), на покрове Зосимы конца 1590 гг., шитом в мастерской царицы Ирины Фёдоровны Годуновой (музеи Московского Кремля), на пелене ХVI в. из Соловецкого монастыря (Русский музей). Два покрова 1660 и 1661 г. (Русский музей) выполнены в мастерской А.И. Строгановой в Соли Вычегодской для Соловецкой обители (вклад Дмитрия Андреевича Строганова и его детей). На покровах – прямоличные ростовые изображения Зосимы и Савватия с куколем на плечах, с благословляющей десницей и свитком в левой руке. В строгановской мастерской в Соли Вычегодской для обители изготовлены палица и пелена (Русский музей). На палице 1658 г. (вклад А.И. Строгановой) Зосима и Савватий представлены в рост, в молении, по сторонам от образа Преображения Господня. На пелене святые изображены в традиционной иконописной композиции, с храмом на руках. Другая палица сохранила изображения Соловецких чудотворцев, предстоящих Успению Богоматери (Архангельский областной краеведческий музей). Исследователям известны покровы преподобных конца XVII – начала XVIII вв. (поновлены в XIX в.), созданные в московской мастерской Акилины Петровны Бутурлиной (вклад стольника Ивана Ивановича Бутурлина, музеи Московского Кремля).

 



 
PR-CY.ru