ЗОГРАФ - Страница 17

Воденский (Эдесский) епископ не поверил в нерукотворность иконы и презрительно ткнул её пальцем, кончик пальца прирос к поверхности иконы, и его пришлось ампутировать. Аравийская икона (конец ХII – начало ХIII вв.) размещена на пилоне северного хора (согласно легенде, она приплыла в лодке из Палестины); на северном алтарном столбе находится молдавская (1456 или 1484 г.) икона, подаренная молдавским господарем Стефаном III Великим. В монастыре почитаются две чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. Акафистская Зографская икона Божьей Матери, которая, по преданию, в 1275 г. предупредила братию о приближении латинян, хранится в Успенской церкви. Икона «Епакууса» («Услышательница») пребывает в церкви равноапостольных Кирилла и Мефодия (согласно Житию Космы Зографского, она услышала вопрос подвижника о выборе лучшего пути спасения и передала ему ответ Своего Сына). Зограф является одним из самых больших на Афоне. В плане он представляет собой неровный прямоугольник, вытянутый с севера на юг. Обширный двор, в котором находится два храма, со всех сторон окружён жилыми зданиями и имеет широкие ворота с северной стороны. Современный вид комплекса определён постройками XIX в., однако сохранился ряд более ранних сооружений: башня (1517 г.) в северо-восточном углу монастыря и часть южной стены (1716 г.), которая находится в руинах после пожара 21 декабря 1974 г. Восточные корпуса с живописными многоярусными аркадами балконов относятся к середине XVIII в. (так называемое крыло «Банско», 1752–1758 гг.; северная часть, 1768 г.). Между 1862 и 1896 гг. были построены монументальные пятиэтажные здания в северной части (приёмная игумена, келлии, кухня и пекарня), западная часть (гостевые комнаты, ризница, библиотека) и южная часть стены комплекса. Наиболее древним достоверным изображением монастыря является рисунок В.Г. Григоровича-Барского 1744 г. Изображение Зографа на выходной миниатюре Милостинного синодика 1639 г., выполненное на сто лет раньше мастерами московской Оружейной палаты, носит условный характер. Кафоликон во имя Георгия Победоносца был завершён в 1801 г. Расположен в центре двора (раньше на его месте стоял другой собор, освящённый в 1502 г.). Это величественное здание (36,6х16,8 м) было построено первым из святогорских кафоликонов первой половины XIX в. и продолжает архитектурные традиции кафоликонов середины XVIII в. Основной объём кафоликона – четырёхстолпный храм с трёхапсидным алтарём с вимой и характерными для Афона боковыми экседрами для хоров; главная апсида алтаря и экседры хоров гранёные, боковые апсиды вовне почти не выявлены. Подобно кафоликону Ксиропотама (1762–1764 гг.), основной объём собора Зографа имеет четыре купола – главный и малые купола над алтарной апсидой, жертвенником и диаконником. По мнению исследователей, по тому же образцу в Зографе был построен обширный четырёхстолпный притвор (лити) – один из четырёх четырёхстолпных лити на Святой Горе: первый был возведён в Дохиаре (1568 г.), последний – в Кастамоните (1867–1869 гг.). Новшеством стало пятиглавое венчание лити, которое повторено в построенном вслед за зографским кафоликоне монастыря великомученика Пантелеимона (1812–1820 гг.). Полосатая кирпичная кладка собора, характерная для позднеосманской архитектуры, выделяет его среди других кафоликонов Святой Горы.

 



 
PR-CY.ru