ВОСТОЧНЫЕ КАТОЛИЧЕСКИЕ ЦЕРКВИ - Страница 2

В 1777 г. для окормления перешедших в католицизм православных сербов и русинов папой Пием VI (1775–1799 гг.) была создана греко-католическая епархия Крижевци (современная Хорватия), ныне являющаяся отдельной восточной католической церковью, в юрисдикцию которой входят греко-католики, проживающие на территории бывшей Югославии, за исключением Македонии, где в январе 2001 г. была образована Македонская греко-католическая церковь. В 1818 г. в Русинской греко-католической церкви папа Пий VII (1800–1823 гг.) учредил Прешовскую епархию, из которой впоследствии развилась Словацкая греко-католическая церковь. В связи с начавшимся национальным движением венгерских униатов в 1873 г. был основан греко-католический викариат в Хайдудороге, преобразованный в 1912 г. папой Пием X (1903–1914 гг.) в самостоятельную епархию Венгерской греко-католической церкви. В Российской империи после издания в 1905 г. указа «Об укреплении начал веротерпимости» для пребывавшего на нелегальном положении небольшого числа русских католиков византийского обряда появилась возможность легализации. В 1908 г. по предложению Львовского греко-католического митрополита Андрея Шептицкого (1865–1944 гг.) папа Пий Х одобрил создание миссии греко-славянского обряда в Российской империи. С 1909 г. в Санкт-Петербурге открыто действовал первый приход Русской католической церкви, канонически утверждённой Римом после организации экзархата русских католиков византийского обряда в 1917 г. Среди православных христиан Востока прозелитическая деятельность католических миссионеров активизировалась с начала XVII в. В 1724 г. это привело к униатскому расколу в православном Антиохийском патриархате и к образованию Мелькитской католической церкви. С ослаблением Османской империи в XIX в. и получением Грецией независимости (1830 г.) Римско-католическая церковь восстановила на греческих территориях латинскую иерархию и возобновила проповедь католицизма среди православных греков. В Стамбуле и Афинах появились небольшие общины греческих католиков византийского обряда, для которых в 1911 г. папа Римский Пий Х учредил ординариат, преобразованный в 1923 г. в апостольский экзархат Греческой католической церкви. В обстановке борьбы православной церкви в Болгарии за автокефалию усилилась униатская пропаганда, способствовавшая организации в этой стране группы сторонников унии с Римом. По просьбе этой группы в апреле 1861 г. папа Пий IX (1846–1878 гг.) создал апостольское викариатство для болгар-католиков византийского обряда, основав, таким образом, Болгарскую греко-католическую церковь. В начале ХХ в. на территории Южной Албании появилась небольшая община униатов-албанцев, для которой в ноябре 1939 г. Ватиканом был назначен апостольский администратор, возглавивший Албанскую греко-католическую церковь. Итало-Албанская католическая церковь (единственная из употребляющих византийский обряд восточных католических церквей, возникшая без непосредственного заключения унии) ведёт свою историю от монастыря Гроттаферрата (1004 г.) и греческих церквей в Калабрии (Южная Италия), где совершалось византийское богослужение. В конце XV в. бежавшими от турецкого порабощения греками и албанцами близ Палермо на о-ве Сицилия была образована колония Пьяна-деи-Гречи (итальянская равнина греков) или Пьяна-дельи-Альбанези (итальянская равнина албанцев). Православное население колонии постепенно переходило в католичество и ассимилировалось с местным населением, продолжая сохранять византийский обряд. С 1595 г. их общины окормлялись через особых епископов-викариев, подчинявшихся латинским епископам. В ХХ в. для этих общин были образованы самостоятельные епархии, составившие отдельную восточную католическую церковь. Пять восточных католических церквей происходят от древних Восточных (дохалкидонских) церквей, среди последователей которых также проводилась пропаганда католического униатизма. В 1182 г. при поддержке крестоносцев в общение с латинским Антиохийским патриархом вступили общины маронитов (сирийских монофелитов), добровольно заключившие унию с Римом с принятием католического вероучения, но с сохранением своего обряда и составившие Маронитскую католическую церковь. В 1198 г. из-за политических причин, связанных со стремлением правителей Киликийской Армении получить царский (королевский) титул, между иерархами Армянской церкви и Римом была подписана уния, однако большинство армян отказались признать воссоединение с католической церковью. Принятый на Ферраро-Флорентийском соборе декрет об унии с Армянской церковью «Exsultate Deo» (22 ноября 1439 г.) носил декларативный характер и не имел каких-либо последствий, но послужил догматической основой для образования в XVIII в. Армянской католической церкви, возникшей как результат миссионерской деятельности доминиканцев и иезуитов на Ближнем Востоке. Со времени пятого крестового похода (1217–1221 гг.) в Египте существовали латинские епископства, и осуществлялась католическая пропаганда среди христиан-монофизитов Коптской церкви.

 



 
PR-CY.ru