Словарь по христианству В ВОСТОЧНЫЕ КАТОЛИЧЕСКИЕ ЦЕРКВИ

ВОСТОЧНЫЕ КАТОЛИЧЕСКИЕ ЦЕРКВИ

ВОСТОЧНЫЕ КАТОЛИЧЕСКИЕ ЦЕРКВИ – общее наименование церквей, которые входят в состав Римско-католической церкви, но сохраняют восточные обрядовые, канонические и языковые традиции и обладают автономией (см. Униатство). Они восходят к пяти основным историческим типам – александрийскому, антиохийскому, армянскому, халдейскому и константинопольскому обрядам. Все восточные католические церкви руководствуются собственными уставами и сохраняют особые литургические, духовные и дисциплинарные обычаи, отличающие каждую из них. В настоящее время официально насчитывается 22 восточные католические церкви разных обрядовых традиций. К александрийскому обряду принадлежат Коптская католическая церковь и Эфиопская католическая церковь; к антиохийскому – Сиро-Маланкарская католическая церковь, Маронитская католическая церковь и Сирийская католическая церковь; к армянскому – Армянская католическая церковь; к халдейскому (восточно-сирийскому) – Халдейская католическая церковь, Сиро-Малабарская церковь; к константинопольскому (византийскому) – Албанская греко-католическая церковь, Белорусская греко-католическая церковь, Болгарская греко-католическая церковь, Венгерская греко-католическая церковь, Греко-католическая церковь Крижевецкой епархии, Греческая католическая церковь, Итало-Албанская католическая церковь, Македонская греко-католическая церковь, Мелькитская католическая церковь, Румынская греко-католическая церковь, Русская католическая церковь, Русинская греко-католическая церковь, Словацкая греко-католическая церковь, Украинская греко-католическая церковь. Большинство из них являются католическими аналогами ряда поместных православных церквей, древних Восточных (дохалкидонских) церквей и Ассирийской Церкви Востока, напрямую связаны с униональной политикой Римско-католической церкви. Общее управление осуществляется папой Римским при помощи Конгрегации по делам Восточных церквей и регулируется Кодексом канонов Восточных церквей (принят 18.10.1990 г.). Большинство восточных католических церквей были образованы в разное время посредством заключения унии и являются католическими аналогами ряда поместных православных церквей, а также Армянской апостольской церкви, Ассирийской церкви Востока и Коптской церкви. Уже после разрыва между Константинопольским патриархом и папой Римским (1054 г.) греческие храмы на территории Италии, где сохранялось византийское богослужение, утратили каноническую связь с Константинопольским патриархатом и были введены в церковную юрисдикцию Рима. С началом крестовых походов и созданием крестоносцами Антиохийского княжества (1098 г.) и Иерусалимского королевства (1099 г.) были образованы латинские патриархаты, деятельность которых была направлена на обращение в католицизм православных верующих. Захват крестоносцами Константинополя в 1204 г. и учреждение в том же году латинского Константинопольского патриархата ознаменовали окончательный разрыв между православием и Римско-католической церковью. Одновременно с этим в католицизме развивается и формулируется учение о примате Римского епископа и его власти над всем христианским миром, что выразилось в провозглашении Четвёртым Латеранским собором (1215 г.) главенства Римского престола над всеми восточными патриархатами. Однако создание параллельной католической иерархии на Востоке не способствовало обращению большинства православных христиан в католицизм. С середины XIII в. Рим предпринял ряд безуспешных попыток заключить с православными патриархами унию, предполагавшую сохранение их автономности и употребление восточных обрядов при условии подчинения Римскому папе и принятия латинского Символа веры (с прибавлением Filioque). Формальное принятие епископатом Греко-православной церкви унии на втором Лионском (1274 г.) и Ферраро-Флорентийском (1438–1445 гг.) соборах не привело к упразднению латинских патриархатов и латинской иерархии на Востоке и к прекращению католического прозелитизма в целом. Выработанные на Ферраро-Флорентийском соборе условия и форма присоединения христиан к католической церкви после Тридентского собора (1545–1563 гг.) были переосмыслены в пользу признания истинности только римско-католического вероисповедания и легли в основу римского униатизма, следствием которого стало образование большинства восточных католических церквей. Наибольшее их количество (13 из 22) исторически связано с поместными православными церквами. Заключённая в 1596 г. Брестская уния, ставшая основой для образования современных Украинской и Белорусской греко-католических церквей, явилась образцом для Ужгородско-Мукачёвской унии (1646 г.) и Мармарошских уний (1687–1720 гг.) в Закарпатье, положивших начало Русинской греко-католической церкви. В 1698 г. в результате унии, принятой православным духовенством Трансильвании в Дьюлафехерваре, возникла Румынская греко-католическая церковь.

 



 
PR-CY.ru