ВОСТОЧНЫЕ КАТОЛИЧЕСКИЕ ЦЕРКВИ - Страница 8

Белорусская греко-католическая церковь с 1994 г. находится в прямом подчинении Конгрегации по делам Восточных церквей, которая осуществляет окормление белорусских католиков византийского обряда через специальных визитаторов в Белоруссии, а также для белорусов-католиков византийского обряда в эмиграции. Малочисленная Албанская греко-католическая церковь управляется апостольским администратором. Установление диалога стало возможным благодаря улучшению православно-католических отношений, начавшемуся в первой половине 1960 гг. Папа Римский Иоанн XXIII (1958–1963 гг.), объявив в 1959 г. о намерении созвать второй Ватиканский собор, среди его главных задач выделил обсуждение возможности установления единства христиан. Он обратился к православным церквам с приглашением направить наблюдателей на Собор. Поместные православные церкви неоднозначно отнеслись к предложению об участии в работах католического Собора, и в 1961 г. на первом Всеправославном совещании на о-ве Родос среди тем предстоящего Всеправославного собора был выделен вопрос о взаимоотношениях православия и католицизма, в том числе проблема католической пропаганды, прозелитизма и унии. В 1963 г. второе Всеправославное совещание на о-ве Родос постановило предоставить каждой поместной церкви право самостоятельного принятия решения о присутствии православных делегаций на втором Ватиканском соборе и одобрило проведение богословского диалога с Римско-католической церковью «на равных началах». Обсуждение конкретных вопросов для диалога прошло на третьем Всеправославном совещании (1–15 ноября 1964 г., о-в Родос), где жёсткой критике был подвергнут проект декрета второго Ватиканского собора о восточных католических церквах «Orientalium Ecclesiarum», который «не признаёт за Православной Церковью качеств Церкви, благоприятствует униатству и устанавливает односторонний интеркоммунион». Во время обсуждения проблем диалога делегация Румынской православной церкви прямо заявила, что его проведение несовместимо с униатством и католическим прозелитизмом среди православных. Тем не менее, совещание приняло решение предоставить право каждой поместной церкви «продолжать и развивать братские отношения с Римско-католической церковью в надежде, что этим путём постепенно могут быть нейтрализованы существующие ныне трудности». Окончательная договорённость о начале богословского диалога между православными и католическими церквами была достигнута 30 ноября 1979 г., во время визита папы Римского в Константинополь, когда папа Иоанн Павел II и Константинопольский патриарх Димитрий I (с согласия поместных церквей) объявили о создании Смешанной международной православно-католической богословской комиссии. В конце 1980 гг. в связи с возрождением структур ряда восточных католических церквей на Западе Украине, в Румынии, в Польше и в других регионах Восточной Европы, зачастую сопровождавшимся захватами православных храмов и насилием над православными верующими, межконфессиональные отношения между православной и Римско-католической церквами осложнились, а проведение полноценного богословского диалога сделалось невозможным. По инициативе Русский православной церкви, поддержанной всеми поместными церквами, богословский диалог был фактически приостановлен, и основной темой для обсуждения православно-католических комиссией стала проблема унии и униатства. 15 июня 1990 г. шестая пленарная сессия комиссии, проходившая во Фрайзинге (близ Мюнхена), приняла «Заявление», в котором признавалось наличие в отдельных регионах напряжённости между восточными католическими церквами и православной церковью и констатировалось, что «уния как метод там, где она применялась, не служила целям сближения церквей. Напротив, она вызвала новые разделения». Из-за содержащейся в «Заявлении» резкой критики унии как способа достижения единства документ не получил одобрения Римско-католической церкви, и проблема униатства опять стала темой для обсуждения на координационном комитете Смешанной богословской комиссии. 10–15 июня 1991 г. на встрече в Аричче (близ Рима) комитет разработал проект совместного документа «Униатство как метод объединения в прошлом и поиск полного общения в настоящем», который был принят 23 июня 1993 г. представителями Римско-католической и поместных православных церквей (кроме Иерусалимской, Сербской, Болгарской, Элладской и Чехословацкой) на седьмой пленарной сессии комиссии в Баламанде.

 



 
PR-CY.ru