ВОСТОЧНЫЕ КАТОЛИЧЕСКИЕ ЦЕРКВИ - Страница 3

4 февраля 1442 г. на Ферраро-Флорентийском соборе был принят декрет «Cantate Domino», провозгласивший унию Коптской и Римско-католической церквей, но реального воссоединения не произошло из-за негативного отношения к унии со стороны большинства христиан-коптов. Усиление деятельности францисканцев, капуцинов и иезуитов в Египте и Палестине в XVII–XVIII вв. позволило Риму учредить апостольский викариат для коптов-католиков Египта (1741 г.), преобразованный 15 августа 1824 г. в Александрийский патриархат Коптской католической церкви (возобновлён 26 ноября 1895 г.). В конце XIII в. первые католические проповедники начали проводить миссию среди христиан-монофизитов Эфиопской церкви. В 1530 гг. эфиопские правители обратились за помощью в борьбе с османским нашествием к королю Португалии. В Эфиопию вместе с португальскими войсками прибыли представители ордена иезуитов, обратившие в католичество часть эфиопской аристократии. В 1622 г. стараниями иезуита Педро Паэса эфиопский царь Сисиний принял католицизм, объявив его государственной религией Эфиопского царства. Несмотря на заключённую унию между Эфиопской церковью и Римом, эфиопские христиане воспринимались как язычники и зачастую перекрещивались. Проводившаяся португальскими миссионерами насильственная латинизация эфиопского богослужения и церковных обычаев привела к гражданской войне, в ходе которой Сисиний был убит (1632 г.). Его преемник Факунд отменил унию и изгнал иезуитов из Эфиопии. Работа католической миссии в стране была продолжена в XIХ в. лазаристами и капуцинами. В 1847 г. по инициативе последних было создано апостольское викариатство Абиссинии. После оккупации в 1882–1890 гг. Северной Эфиопии Италией началась активная деятельность капуцинов, способствовавшая обращению части эфиопского духовенства в католичество. В июле 1930 г. в Риме был рукоположен первый католический епископ-эфиоп, в 1961 г. для образовавшейся Эфиопской католической церкви учреждена митрополия в Аддис-Абебе. Связанные с проповедью доминиканцев и францисканцев на Ближнем Востоке отдельные случаи обращения в католичество верующих Сирийской Яковитской церкви известны с XIII в., но они не приводили к установлению унии между сирийскими монофизитами и Римом, а принятый на Ферраро-Флорентийском соборе декрет об унии с яковитами «Multa et Amirablia» (30 ноября 1444 г.) не получил поддержки в самой Яковитской церкви. С 1626 г. католические миссионеры действовали в г. Халебе (Сирия), в 1656 г. для обращённых в католичество яковитов в этом городе был поставлен первый епископ-сириец. В 1782 г. в результате раскола внутри Яковитской церкви часть её иерархов приняла унию и через год образовала Сирийскую католическую церковь. Три восточные католические церкви ведут своё происхождение от Ассирийской церкви Востока. С начала XIII в. католические путешественники-миссионеры проповедовали в Азии, на Ближнем и Дальнем Востоке, в том числе среди верующих церкви Востока, но христиане-ассирийцы зачастую оказывали противодействие католическим миссионерам, и число принявших католицизм несториан оставалось незначительным. Первая уния Римско-католической церкви с «ассиро-халдеями» была заключена на Ферраро-Флорентийском соборе, принявшем декрет «Benedictus sit Deus» (7 августа 1445 г.) о присоединении к католицизму кипрской несторианской общины. В 1552 г. несколько ассирийских епископов, несогласных с утвердившимся с середины XV в. в церкви Востока обычаем наследования патриаршего престола (католикосата) от дяди к племяннику, избрали католикосом пресвитера Иоанна (Юханнана) Сулаку, который при поддержке францисканцев обратился в Рим с просьбой утвердить своё избрание. В апреле 1553 г. папа Римский Юлий  III (1550–1555 гг.) рукоположил Иоанна Сулаку во епископа и провозгласил его патриархом Вавилона и восточных сирийцев. В 1672 г. последователи Сулаки отреклись от унии с Римом, но в том же году преемство католических епископов-ассирийцев было продолжено несторианским митрополитом Амиды (современный Диярбакыр, юго-восточная Турция) Иосифом (Юсуфом), который принял католицизм под влиянием проповеди капуцинов и в 1681 г. получил от папы Римского Иннокентия XI (1676–1689 гг.) титул патриарха. В июле 1830 г. папа Пий VIII (1829–1830 гг.) объединил различные ветви униатов-ассирийцев в единую Халдейскую католическую церковь. С прибытием в Индию в конце XV в. португальских колонистов началась миссионерская работа иезуитов среди христиан Малабарской церкви, находившейся в общении с Ассирийской церковью Востока. В середине XVI в. португальцы запретили ассирийским епископам приезжать в Малабар, и после смерти епископа Абрахама (ум. в 1597 г.) в Малабарской церкви прекратилось апостольское преемство. В связи с этим в 1599 г. на Диамперском соборе была принята уния с Римом. Установление в Малабарской церкви католической иерархии привело к насильственной латинизации её обрядовых традиций, и в 1653 г. большинство индийских христиан решили отказаться от унии. К 1662 г. небольшая часть малабарских христиан была возвращена в католицизм прибывшей по поручению папы Римского Александра VII (1655–1667 гг.) миссией кармелитов.

 



 
PR-CY.ru