ВОСТОЧНЫЕ КАТОЛИЧЕСКИЕ ЦЕРКВИ - Страница 6

С 1949 по 1957 г. папа Пий XII (1939–1958 гг.) четырьмя motu proprio утвердил отдельные части кодекса (1590 из 2666 канонов). Подготовка и проведение второго Ватиканского собора остановили процесс утверждения оставшихся частей кодекса и работу канонических комиссий. Вследствие инициированной Собором общей реформы канонического права Римско-католической церкви и по причине принятия новых конституций и декретов (в том числе декрета о восточных католических церквах «Orientalium Ecclesiarum»), вносивших изменения в уже установленные каноны, возникла необходимость в составлении нового кодекса. Работу над ним продолжила созданная 10 июня 1972 г. папская комиссия по пересмотру Кодекса восточного канонического права. 18 октября 1990 г. конституцией «Sacri canones» папа Иоанн Павел II обнародовал новый Кодекс канонов Восточных церквей (Codex canonum Ecclesiarum Orientalium), который наряду с «Codex Iuris Canonici» является основным правовым документом Римско-католической церкви, но касается только восточных католических церквей. Ввиду обозначения автономной природы восточных католических церквей, понимаемых как церкви «своего права» («sui iuris»;), кодекс содержит только те нормы, которые являются общими для всех восточных католических церквей, что даёт им возможность учитывать свои обрядово-канонические особенности (партикулярное право). Схема построения кодекса схожа со структурой «Codex Iuris Canonici», некоторые положения и каноны «Codex Iuris Canonici» (особенно относящиеся к общим каноническим и юридическим нормам) в Кодексе канонов Восточных церквей воспроизводятся дословно. Кодекс состоит из 1546 канонов, объединённых в 30 разделов (titulus) и размещённых в порядке важности излагаемого в них материала. После вступительных канонов, относящихся к использованию кодекса и его соотношению с партикулярным правом восточных католических церквей, следует описание прав и обязанностей верующих восточных католических церквей, понятие церквей «sui iuris» и используемых в них обрядов. Одновременно с признанием автономии каждой восточной католической церкви третий раздел кодекса утверждает над ними «верховную, полную, непосредственную и всеобщую власть» Римского папы и власть возглавляемой им Коллегии епископов Римско-католической церкви, которая осуществляется только «в торжественном порядке на Вселенском Соборе». Четвёртый–шестой разделы кодекса посвящены трём основным церковным структурам в восточных католических церквей (патриархатам, верховным архиепископствам и митрополиям) с указанием возможности существования и иных форм церковного устройства для восточных католических церквей, не имеющих ни одной из этих структур. Кодекс допускает объединение иерархов разных восточных католических церквей в ассамблею или синод (convent), созываемый по мере необходимости папским престолом. В различных разделах кодекса представлены каноны, касающиеся епископов, епархиальных органов, приходов и их настоятелей, экзархов и экзархатов, клириков, мирян, монашествующих и членов институтов посвящённой жизни, объединений верующих, церковного учительства, образования и катехизации, богослужения и таинств. Особо в кодексе оговариваются аспекты миссионерской деятельности восточных католических церквей, их участия в экуменическом диалоге и правила присоединения к восточным католическим церквам восточных христиан-некатоликов (исповедание ими католической веры). Разделы кодекса 19–23 содержат каноны о физических и юридических лицах и актах, церковных должностях, об управлении, обжаловании административных решений, о церковном имуществе («временных благах» церкви). Судопроизводство и судебные санкции представлены в разделах 24–29 кодекса. Последний раздел посвящён юридическому понятию давности действия различных постановлений (прескрипции) и общим правилам летосчисления. Кодекс канонов Восточных церквей определяет три основные церковные структуры, имеющиеся в восточных католических церквах, – патриархат, верховное архиепископство и митрополия. Патриархат является высшей церковной структурой. Патриарх лично или совместно с постоянным синодом обладает исполнительной (административной) и судебной властью над всеми епископами и верующими своей церкви. Полная законодательная и судебная власть в пределах патриархатов восточных католических церквей принадлежит созываемому и возглавляемому патриархом синоду епископов отдельной церкви, который отсылает принятые законы и решения на рассмотрение папы Римского. Вынесенные синодом епископов решения требуют одобрения папского престола только в случае их противоречия Кодексу канонов Восточных церквей, если при этом они понимаются как правовая норма отдельной Восточной католической церкви. Синод епископов самостоятельно проводит выборы патриарха и совершает его интронизацию в соответствии с литургическими обычаями своей церкви и затем особым посланием сообщает папе Римскому об избрании и интронизации нового патриарха.

 



 
PR-CY.ru