ТИНТОРЕТТО - Страница 8

Из его настенных панно и плафонов (также созданных в технике масляной живописи) особенно великолепны находящиеся в Скуола ди Сан Рокко «Распятие» (или «Голгофа»), «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др. И во Дворце дожей в Венеции: колоссальное «Воскресение праведников» (или «Рай»), «Венеция – богиня морей», «Завоевание Цары» и др. Всецело преданный искусству, Тинторетто воспитал в любви к нему и своих детей. Его дочь, Маретта Робусти (1560–1590 гг.), образовавшаяся под отцовским руководством, успешно занималась портретной живописью. Среди заказчиков Тинторетто (по преимуществу богатых венецианцев) исследователи отмечают двух коронованных особ – испанского короля Филиппа II (1527–1598 гг.) и императора Священной Римской империи Максимилиана II (1527–1576 гг.). Они приглашали к себе на службу дочь Тинторетто, но она не захотела расстаться с отцом. Брат художницы, Доменико Робусти (1562–1637 гг.), подобно сестре, ученик своего отца, усвоил себе его манеру и пользовался известностью преимущественно как искусный портретист. Поздний период творчества Тинторетто отмечен снижением напряжённости действия. Теперь в его картинах появляется ощущение безграничности пространства, словно поглощающего человека. Значение отдельных фигур уменьшается, но эмоциональная насыщенность не ослабевает. Напротив, никогда раньше он не достигал такой проницательности и глубины чувств. Новшества художественной манеры Тинторетто вызвали споры в оценке его работ. Многие заказчики теперь отказываются от его работ, но, с другой стороны, он приобретает горячих почитателей среди художественной молодёжи. В эти годы художник почти порывает с именитыми заказчиками, для которых он работал в годы молодости, и пишет картины (иногда безвозмездно) для филантропических братств, в первую очередь, для Скуола ди Сан-Рокко. Из всех этих работ исследователи выделяют «Бегство в Египет» и «Святая Мария Египетская» (1582–1584 гг.), где особенно большое значение приобретает изображение природы; человек становится лишь её частью, неразрывно связанный с ней единством среды и общностью эмоционального состояния. Всё, что окружает человека, живёт одной с ним жизнью. Из последних его работ исследователи выделяют «Тайную вечерю» (Венеция, Сан Джорджо Маджоре), исполненную в 1591–1594 гг. Возвращаясь снова к теме, к которой он много раз обращался раньше, Тинторетто даёт здесь новую её интерпретацию. Теперь он хочет не столько рассказать о происшедшем, показать само действие, сколько стремится выразить настроение, передать состояние людей. Косо поставленный длинный стол, мерцающий свет, резкие контрасты света и тени, множество фигур, снующие вокруг слуги и хозяин таверны, выдвинутые на передний план жанровые мотивы – всё это необычно для искусства предшествующей поры и предваряет уже барокко. Особенно исследователи отмечают в этой картине свет: пятнами падая на фигуры, преломляясь в хрустальной посуде, местами выхватывая из сумрака отдельные предметы, он создаёт впечатление единой вибрирующей среды и наполняет картину ощущение тревожного беспокойства и напряжённости. Ридольфи пишет, что последние годы жизни Тинторетто не покидал своего дома, но при этом продолжал работать до своего последнего дня. Художник скончался 31 мая 1594 г. и был похоронен женой в церкви Санта-Мария дель Орто. Биограф отмечает, что в последний путь Тинторетто провожали несколько художников, искренне оплакивавших кончину великого мастера, знатные жители города и все те, кто его любил. В честь Тинторетто назван кратер на Меркурии.



 
PR-CY.ru