ТИНТОРЕТТО - Страница 2

Ридольфи утверждает, что юноша поступил в мастерскую Тициана Вечеллио (1488/1490 – 1576 гг.) и под его руководством делал столь быстрые успехи, что тот, как гласит предание, не захотел держать его долго у себя, предугадывая в нём опасного себе соперника. Скорее всего, эта не подтверждённая документально история не является достоверной или сильно преувеличена; более вероятна психологическая несовместимость художников: спокойному Тициану мог не прийтись по вкусу взрывной, импульсивный характер Тинторетто. Однако после выхода из школы Тициана Тинторетто не перестал благоговеть перед своим бывшим наставником и стремился в своих произведениях соединять тициановские блеск и силу красок с совершенством рисунка, которым, по его мнению, никто не обладал в такой степени, как Микеланджело Буонарроти (1475–1564 гг.). Он даже написал в видном месте на стене у себя в мастерской девиз своего искусства: «Рисунок – как у Микеланджело, колорит – как у Тициана». Но влияние флорентийского и венецианского художников не заглушило в нём самостоятельности: заимствованные от них элементы переработались у него в новый, индивидуальный стиль, отличительные качества которого – живая драматичность композиции, смелость мастерского рисунка, своеобразная живописность в распределении света и теней, теплота и сила красок, широкий приём письма. Сочиняя и исполняя свои произведения с удивительной лёгкостью, занимаясь ими день и ночь, работая даром для своих товарищей и возмещая себе только расход на краски, Тинторетто не замедлил приобрести громкую известность наравне с Тицианом и Паоло Веронезе. Однако не все его работы хороши в одинаковой степени, что объясняется поспешностью, с какой они иногда исполнялись. В первое время Тинторетто занимался ими не торопясь, более внимательно, а потому почти все они выходили удачными; впоследствии же, будучи загружен заказами, он нередко писал наскоро, небрежно, и тогда из-под его кисти порой появлялись вещи, недостойные его имени. У кого Якопо Робусти учился после Тициана, исследователям не известно. Но он, несомненно, должен был учиться, тем более, что в Венеции того времени (а это была эпоха расцвета венецианской живописи) не было недостатка в достойных учителях. Первое документальное свидетельство, касающееся Тинторетто, датируется 1539 г.; в мае этого года он упоминается как мастер Якопо, живописец. Следующее десятилетие жизни художника остаётся для исследователей закрытым. До настоящего времени сохранилось совсем немного картин художника, созданных в эти годы. По большей части, в это время он занимался росписью фасадов, которые практически не сохранились. Впрочем, именно к этому периоду относится его первый шедевр «Чудо святого Марка» (1548 г., Венеция, Академия), обозначивший начальную точку творческого пути мастера. Эту картину художник писал для Скуола ди Сан-Марко. Подобные центры, принадлежавшие церковным братствам, оказывали посильную помощь бедным и страждущим. Картина «Чудо святого Марка», которая выбивается из существовавшей традиции своим композиционным решением, динамикой и эмоциональностью, поначалу было отвергнуто заказчиком, однако дискуссия, возникшая вокруг этой работы, привлекла внимание к молодому живописцу.

 



 
PR-CY.ru