ТИНТОРЕТТО - Страница 3

Картину «Чудо святого Марка» Тинторетто написал, когда ему было около тридцати лет. В ней впервые в полной мере проявилась оригинальная манера письма художника. Именно с неё началось его признание. Полотно было заказано братством св. Марка для одной из наиболее крупных венецианских благотворительных организаций того времени – Скуола ди Сан-Марко. Сюжет картины взят из жития святого Марка, который считается небесным покровителем Венеции: некий раб-христианин ушёл без согласия своего господина в Александрию, чтобы поклониться там мощам святого Марка. Когда он возвратился домой, разгневанный господин приказал его казнить, но небесный покровитель не оставил своего почитателя, явился в момент казни и спас раба от неминуемой гибели. Картина привлекает внимание динамизмом композиции и яркостью красок (позже Тинторетто стал отдавать предпочтение более спокойным тонам). Уже в ней проявился присущий Тинторетто интерес к необычным ракурсам, бурным и динамичным композиционным решениям. До этого венецианская живопись не знала такой патетики. Исследователи полагают, что картина была создана под впечатлением римского искусства, т.к., по-видимому, в середине 1540 гг. Тинторетто посетил Рим. Во всяком случае, в этом произведении чувствуются отголоски пафоса Микеланджело Буонарроти, его пластической мощи и буйной динамики. Тинторетто получил множество новых заказов и спустя короткое время приобрёл широкую известность в городе, а в ближайшие годы закрепил свой успех новыми произведениями. К ним, в частности, относятся картины «Святой Рох, исцеляющий чумных» (1549 г.); серия «Страшный суд» (1550–1553 гг.); «Введение Богородицы во храм» (1551–1556 гг.). Наиболее замечательными картинами Тинторетто, которые относятся к первой поре его деятельности, исследователи признают «Грехопадение Адама и Евы» и «Убийство Авеля», исполненные совершенно в духе Тициана (обе находятся в венецианской Академии художеств). Его оригинальность уже заметна в двух огромных картинах в хоре церкви Санта-Мариа дель Орто в Венеции – «Поклонение золотому тельцу» и «Страшный суд». В полном блеске талант Тинторетто проявился и в картинах «Чудо святого Марка» (в Галерее Академии в Венеции), «Брак в Кане Галилейской» (в ризнице церкви Санта-Мариа делла Салуте), «Философ Диоген» (в Новой Библиотеке, в Венеции), «Открытие мощей святого Марка в Александрии» и «Перенесение их на корабль» (в Старой Библиотеке, там же). Помимо религиозной живописи художника в это время увлекали мифологические сцены и портреты. Лучшей его картиной на сюжет, взятый из античной мифологии, считается «Происхождение млечного пути». Зевс захотел сделать бессмертным своего сына Геракла, рождённого от земной женщины. Для этого он погрузил в сон свою жену – богиню Геру и приложил младенца к её груди, чтобы тот смог напиться божественного молока, дарующего бессмертие. Пролившиеся на небо капли молока, превратившись в звёзды, образовали Млечный путь, а попавшие на землю стали белоснежными лилиями. Первоначально на картине художника были изображены и лилии, но в дальнейшем полотно было обрезано (свидетельства об их присутствии остались лишь благодаря сделанным ранним копиям).

 



 
PR-CY.ru