Словарь по христианству Т ТИНТОРЕТТО

ТИНТОРЕТТО

ТИНТОРЕТТО («маленький красильщик»; настоящее имя – Якопо Робусти; 1518/1519 – 1594 гг.) – живописец венецианской школы позднего Ренессанса; своим прозвищем он обязан профессии отца, красильщика шёлка. Творчество Тинторетто противоречиво и явилось завершающей стадией искусства Позднего Возрождения. В противоположность радостным и праздничным картинам и росписям Паоло Веронезе (1528–1588 гг.) произведения Тинторетто пронизаны мятущимся и тревожным духом. В его работах уже звучит личное, можно уловить ощущения одиночества, потерянности человека в безграничном мире, его бессилие перед лицом природы. Яркий реализм, интерес к изображению простых людей из народа сочетаются в его творчестве с мистической экзальтацией и маньерической изощрённостью форм. В картинах Тинторетто есть повышенная эмоциональность и стилистические нововведения, так поражавшие его современников. Художник отверг ставшие догмой стереотипы: разрушил симметрию, раздвинул пространство, внёс в произведения повышенную эмоцию и динамику, отразил человеческие чувства. Однако как бы ни был иногда Тинторетто близок к маньерическим приёмам композиционного построения и трактовки фигур, эти приёмы никогда не являются для него самоцелью, но используются им для повышения экспрессии и напряжённости. Экспрессия, драматизм, глубина раскрытия психологических явлений резко выделяют работы Тинторетто на фоне современной ему венецианской живописи. Как по мироощущению, так и по форме его творчество знаменует собой конец ренессансной классики и открывает в искусстве новые пути. Творчество Тинторетто оставило заметный след в европейском искусстве. Ему многим обязаны не только непосредственно соприкасающиеся с ним художники (как, например, Эль Греко; 1541–1614 гг.), но и художники следующей эпохи, великие мастера искусства XVII в. Родился Тинторетто в Венеции, по разным источникам, между концом сентября и началом октября в 1519 г., либо 1518 г. О предках художника почти ничего не известно. Впрочем, и в его собственной жизни немало белых пятен. Единственный источник, раскрывающий характер Тинторетто и образ его жизни – биографическая книга Ридольфи, но к ней исследователи советуют относиться осторожно, поскольку сам Ридольфи не мог быть знаком с Тинторетто, т.к. в момент смерти художника ему едва исполнилось два месяца. Большую часть сведений для своей книги он почерпнул из бесед с сыном Тинторетто Доменико (около 1550 – 1635 гг.), тоже художником, т.е. это уже опосредованная информация. Исследователи также советуют принять во внимание, что автор книги был большим поклонником Тинторетто, из-за чего нередко подправлял биографию своего кумира. Согласно книге Ридольфи, детские годы Тинторетто практически не освещены. Сообщается лишь, что в детстве Якопо любил рисовать и часами наблюдал за тем, как работает с красками его отец. Так или иначе, но он не прошёл обычного обучения в мастерской живописца, а был в значительной мере самоучкой.

 



 
PR-CY.ru