ТИНТОРЕТТО - Страница 7

В отличие от большинства своих товарищей по цеху (не исключая великого Тициана), Тинторетто не стремился к богатству. В нём жила неуёмная жажда творчества. Неиссякаемое желание пробовать свои силы на разных поприщах перевешивало любые материальные интересы (которые и без того были минимальными). В цикл произведений, созданных художником для Скуола ди Сан-Рокко, входит «Распятие», которое насыщено персонажами и отличается достаточно большими размерами. Композиционным и духовным центром шедевра является распятый Христос, окружённый группами фигур. Размещённые у подножия креста люди, оплакивающие Христа, образуют пирамидальную структуру, которая придаёт всей композиции динамическую стабильность, построенную на пересекающихся диагоналях. В толпе видны как люди, охваченные благоговейным ужасом, так и случайные любопытные. Фигура Христа, озарённая мерцающим светом, отделена от всех остальных. Картина «Брак в Канне» относится к периоду, зафиксировавшему очевидные изменения в манере Тинторетто. Сияющие краски, обращающие на себя внимание на ранних картинах художника, утратили свою яркость; при этом творчество мастера обрело повышенную эмоциональную напряжённость. Темой полотна стал евангельский сюжет, повествующий о том, как Христос на брачном пире, превратил воду в вино, когда обнаружился недостаток вина. Ещё один евангельский сюжет в творчестве Тинторетто – «Христос в доме Марфы и Марии». Марфа и Мария были сёстрами Лазаря, которого Христос любил и которого воскресил из мёртвых. Евангельский рассказ о посещении Христом их дома иллюстрирует два пути служения Богу. Занимаясь преимущественно исторической живописью, Тинторетто охотно писал также и портреты (некоторые исследователи считают именно их лучшими произведениями художника), из которых многие поражают превосходной постановкой фигур, выразительностью, силой красок и широким приёмом исполнения. Таковы, например, портреты дожа Николо де Понте (в венской галерее), адмирала Н. Капелло (у герцога Девонширского, в Англии), медика Андреаса Везалия (в мюнхенской пинакотеке), самого художника (в копенгагенском музее) и некоторые др. Один из лучших портретов, написанных Тинторетто, – «Портрет Альвизе Корнаро». Герой картины – старик, одновременно, благородный и трогательный. Это – портрет души человека, подчёркнутый также и абсолютной неподвижностью позы. Тинторетто привлекает не столько внешний вид портретируемого, сколько его внутреннее, эмоциональное состояние. Общепринято мнение, что утончённый психологизмом Тинторетто-портретист предвосхитил искусство Рембрандта Харменса ван Рейна (1606–1669 гг.). После смерти Тициана Тинторетто выдвинулся в лидеры венецианской живописи. Соперничать с ним мог лишь его друг – гениальный Паоло Веронезе. Характерно, что после смерти Веронезе именно к Тинторетто перешёл не исполненный им заказ на создание картины для Дворца дожей – знаменитый «Рай» (1590 г.), поразивший современников своими размерами и многофигурной композицией. С наибольшей яркостью искусство Тинторетто характеризуют работы, составившие циклы декоративных панно и позволившие его «манере письма» воплотиться в грандиозных и драматичных композициях.

 



 
PR-CY.ru