ТИНТОРЕТТО - Страница 6

С поразительной силой передаёт Тинторетто смятение вскочившего с места и опрокинувшего стул Иуды, порыв устремившихся к Христу учеников. Драматизм этой сцены особенно усиливается благодаря будничности окружения и вплетённым в композицию мотивам, как, например, играющая с миской кошка или присевшая на ступенях лестницы женщина с прялкой в руках. В 1564 г. Тинторетто приступил к растянувшейся почти на 20 лет работе в Скуола ди Сан-Рокко, написав для школы свыше 50 картин, что превращает её здание в уникальный музей, где работы до сих пор остаются на тех самых местах, где расположил их сам мастер. Эта крупнейшая в истории живописи религиозная композиция начинается грандиозным циклом «Распятие». Данная работа считается одной из лучших в росписи Скуола ди Сан-Рокко, являя собой образец мастерства зрелого Тинторетто. Завершают его полотна, посвящённые жизни Богородицы и младенчеству Христа. Исследователи отмечают, что художник никогда не уделял слишком много внимания пейзажу, но в данном случае из-под его кисти вышло одно из лучших произведений пейзажной живописи эпохи Возрождения. Сюжет картины: царь Ирод замыслил убить Младенца Христа, чтобы воспрепятствовать предсказаниям пророков о рождении нового Царя Иудейского. Но Иосиф, Мария и Христос, предупреждённые ангелом, спаслись, отправившись в Египет и скрывшись там на время. «Тайная вечеря» создана для церкви Сан-Джорджо Маджоре в Венеции. Церковь построили в 1566–1575 гг. по проекту знаменитого архитектора Андреа Палладио (1508–1580 гг.). Над её убранством работало сразу несколько ведущих венецианских художников, в том числе и Тинторетто, который отдал этой деятельности последние годы своей жизни. Вклад художника в оформление церкви – семь больших картин. Три из них целиком написаны рукой мастера («Тайная вечеря», «Собирание манны небесной» и «Погребение Христа»). «Тайная вечеря» – лучшая работа в этом ряду. Картину отличает смелость композиции, в которой искусно переплетены земные и божественные детали. Она написана с сильным эмоциональным чувством и мастерством, доступным лишь зрелому художнику. Особое впечатление производит диагональ стола, зримо отделяющая божественный мир от земного. Сотрудничество с братством святого Роха для Тинторетто началось с любопытного эпизода, иллюстрирующего работоспособность мастера. Братство объявило конкурс на роспись потолка в Скуола ди Сан-Рокко, попросив художников, желавших получить заказ, подготовить эскизы. В назначенный день эскизы поступили к представителям братства. Единственным, кто не принёс эскиз, был Тинторетто. В ответ на недоумённые вопросы он молча показал присутствующим на потолок, где уже была закреплена законченная картина «Святой Рох во славе» (как Тинторетто умудрился сделать это незаметно, история умалчивает). В результате художник получил все заказы на роспись потолков и стен Скуола ди Сан-Рокко. У Тинторетто были и другие методы перебивать работу у других живописцев. Так, иногда он умышленно занижал цену своего труда, или вовсе отказывался от его оплаты (с условием предоставления холста и красок).

 



 
PR-CY.ru