ТИНТОРЕТТО - Страница 5

Школы существовали на добровольные пожертвования. Часть этих пожертвований предназначалась для помощи бедным (в первую очередь, больным и старикам). Во времена Тинторетто в Венеции существовало шесть крупных школ (не считая массы незначительных), каждая из которых была посвящена какому-нибудь святому. Самая первая из них заявила о себе в конце XIII в. Скуола ди Сан-Рокко основали в 1478 г., а спустя сто лет она превратилась в самое богатое венецианское благотворительное общество. Процветание школы во многом объяснялось популярностью имени её святого: Рох считался (и считается) небесным покровителем Венеции, главным защитником от чумы, периодически посещавшей город. В 1487 г. Скуола ди Сан-Рокко (единственная из тогдашних венецианских школ) приступила к строительству собственной церкви, которую освятили в 1508 г., а в 1515 г. началось возведение здания управления самой организации; оба здания спроектировал Бартоломео Буон (около 1400 – 1464/1467 гг.). В дальнейшем его проект здания школы переработал другой местный архитектор, Антонио Скарпаньино (ум. в 1549 г.), который успел довести строительство до этапа отделочных работ. К этому времени Тинторетто написал две картины для церкви Сан-Рокко, которая становится его главным заказчиком (позже к ним добавились ещё шесть произведений). В 1560 гг. в творчестве Тинторетто происходят изменения: композиция становится проще, нет нарочитой усложнённости построения, неожиданных точек зрения, сложных ракурсов. Однако его произведения не утрачивают от этого динамизма, а в композиции большую роль начинают играть контрасты масс света и тени. Изменяется и живописная манера художника. На смену большим цветовым пятнам приходит огромное разнообразие мазков, создающих неуловимые переходы то приглушённых, то вдруг ярко вспыхивающих цветов. Картины этого периода отличаются особенным драматизмом и психологической глубиной. Таков исполненный для братства св. Марка цикл картин по сюжетам из истории святого. В «Похищении тела святого Марка» (Венеция, Академия), «Нахождении тела святого Марка» (Милан, Брера), «Спасении сарацина») перед зрителем развёртывается цепь всё более насыщенных драматизмом событий. Вершины драматической экспрессии художник достигает в «Тайной вечере» (1566 г., Венеция). Решительно порвав с традиционными схемами изображения этого сюжета в итальянском искусстве, Тинторетто переносит действие в скромную обстановку полуподвального помещения, где за небольшим квадратным столом сидят на простых соломенных стульях бедно одетые люди. Помещённый под углом к картинной плоскости стола, в беспорядке расположившиеся вокруг него апостолы и Христос, непринуждённость жестов и движений создают впечатление как бы случайно увиденной зрителем сцены.

 



 
PR-CY.ru