РЕМБРАНДТ Харменс ван Рейн - Страница 4

К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии – иногда в домашней обстановке, лежащей в постели, иногда в роскошных одеяниях (Кассельский портрет, 1634 г.) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634 г.). В 1641 г. у них родился сын Титус (ещё трое детей умерли в младенчестве). Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» 1635 г. (иконография этой прославленной работы восходит к моралистическим изображениям разврата блудного сына из библейской притчи). Саския умерла через год после рождения сына, и в жизни Рембрандта начался период непрерывных личных утрат. Как и в годы работы с Ластманом, творческое воображение Рембрандта требует библейских сюжетов с относительно неразработанной иконографией. В «Пире Валтасара» (1635 г.) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635 г.) – застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения (более поздняя версия этой композиции из Мюнхена – пример того, как качественно копировали картины Рембрандта его подмастерья). Среди картин на исторические сюжеты, выполненных Рембрандтом в 1630 гг., особенно драматичным представляется «Ослепление Самсона» (1636 г., Франкфурт-на-Майне, Штеделевский художественный институт). Отблески света, динамичные диагонали и яркие цвета использованы для того, чтобы усилить напряжённость сюжета; картина наполнена резким стремительным движением. Гедонизм и техническая виртуозность, характеризующие живопись Рембрандта этих лет, возможно, нашли наиболее яркое воплощение в «Автопортрете с Саскией» (около 1635 г, Дрезден, Картинная галерея); здесь художник изобразил себя в романтическом костюме кавалера. Одной рукой он поднимает бокал пива, а другой обнимает Саскию, которая сидит у него на коленях. Яркость красок и свобода мазка полностью соответствуют настроению сцены. Эффекты света и тени Рембрандт разрабатывал и в офортах, первым осознав его богатые возможности по сравнению с резцовой гравюрой на металле. Такая гравюра создаётся путем процарапывания рисунка на металлической пластине; затем она покрывается краской, заполняющей оставленные резцом углубления, и с неё печатают оттиски на бумаге при помощи пресса. Резец требует сильного нажатия и большой осторожности. Работа же над офортом, напротив, не требует большой физической силы, а линии получаются более свободными и гибкими. Вместо того чтобы процарапывать металл резцом, художник покрывает пластину кислотоустойчивым лаком и рисует по нему иглой, затем погружает пластину в кислоту, и металл протравливается в свободных от лака местах. Офорт предоставляет художнику гораздо больше свободы, и он может рисовать иглой, как пером на бумаге. В офортах Рембрандта линии так же свободны и подвижны, как и в набросках пером. Для достижения новых выразительных эффектов Рембрандт часто сочетал разные техники: иногда проходил резцом по уже протравленной кислотой доске, иногда гравировал «сухой иглой» – инструментом с алмазом на конце, который оставляет на металле бороздки с зазубринками, придающими мягкость и бархатистость штриху на отпечатке. Например, в «Листе в сто гульденов» художник использовал все эти техники (работа над этой доской продолжалась несколько лет). Как офортист Рембрандт особенно славился именно применением сухой иглы, динамичного штриха и техники затяжки. Настоящее барочное театрализованное действо – лист «Благовестие пастухам» (1634 г.). Рисунок выполнен густо положенными перекрещивающимися штрихами, которые создают контрасты светлых и тёмных тонов.

 



 
PR-CY.ru