РЕМБРАНДТ Харменс ван Рейн - Страница 8

Рембрандт всегда избегал классицистической идеализации в изображении человеческого тела. На картине «Вирсавия» (1654 г., Париж, Лувр) женщина, которую царь Давид увидел купающейся и полюбил за необыкновенную красоту, изображена не в момент купания, столь часто избиравшийся художниками для рассказа этой истории (с подглядываниями и эротическим подтекстом), и вовсе не красивой. Она погружена в глубокие раздумья и как будто провидит смерть мужа. Вирсавия не вызывает эротических чувств, она плачет и стыдливо прикрывается. В своём позднем творчестве Рембрандт всё чаще обращается к интерпретации событий христианской истории. Картина «Снятие с креста» (около 1655 г., Вашингтон, Национальная галерея) посвящена не только смерти Христа, но и скорби оплакивающих Его. Одно из самых известных произведений религиозной живописи Рембрандта этого периода – картина «Отречение Петра» (около 1660 г., Амстердам, Рейксмузеум). В центре изображена обращающаяся к Петру молодая служанка, а он жестом отведённой в сторону руки подтверждает свои слова об отречении от Христа. Пространство переднего плана освещено единственной свечой, которую служанка заслоняет рукой (очень популярный приём среди караваджистов в начале столетия). Мягкий свет свечи моделирует формы фигур и предметов, расположенных на переднем плане. Они написаны лёгкими мазками, в коричневато-желтоватой цветовой гамме с несколькими красными акцентами. Иногда формы как будто растворяются в свете или наполняются им, как загораживающая свечу рука служанки. На лице Петра лежит глубокая печаль. Здесь, как и в поздних портретах и автопортретах художника, Рембрандт с непревзойдённым мастерством изображает старость, с её накопленной с годами мудростью, немощью плоти и стойкостью духа. Глубоко личностными становятся с годами и портреты Рембрандта. В портрете поэта Яна Сикса (1654 г., Амстердам, коллекция семьи Сикс) портретируемый изображён в едва заметном ракурсе снизу вверх. За исключением тонко моделированного лица, портрет написан быстро и свободно, широкими мазками. В цветовой гамме доминируют сверкающий красный цвет плаща и золото пуговиц костюма, которые контрастируют с различными оттенками зелёного и серого. В портрете «Хендрикье Стоффельс» (около 1656 г., Берлин – Далем) фигура вписана в раму оконного проёма и из-за выбранного художником крупного масштаба кажется стоящей совсем близко к картинной плоскости. Взгляд Хендрикье обращён к зрителю, её поза свободна, голова наклонена в сторону, а руки лежат очень естественно. Этим создаётся впечатление, что зритель при этом присутствует. Цветовую гамму картины составляет сочетание золотистых, белых, красных и чёрных тонов. Отличительная черта творчества Рембрандта 1650 гг. – ясность и монументальность крупнофигурных композиций. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера», исполненная в 1653 г. для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 г. его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним млн. долларов. На картине Аристотель погружён в глубокое раздумье. Внутренний свет, кажется, исходит от его лица и от бюста Гомера, на который он возложил свою руку. Если на полотнах 1650 гг. число фигур никогда не превышает трёх, то в последнее десятилетие своей жизни Рембрандт возвращается к созданию многофигурных композиций. В двух случаях это были крупные и престижные заказы. Один из лучших групповых портретов Рембрандта – «Синдики» (1661–1662 гг., Амстердам, Рейксмузеум). Заказчиками портрета были представители амстердамского цеха суконщиков (синдики). Они изображены вокруг стола с лежащей на нём счётной книгой. Кажется, что мы только что прервали их, занятых своими подсчётами, и поэтому все они, как будто оторвавшись на миг от своей работы, смотрят на зрителя.

 



 
PR-CY.ru