РЕМБРАНДТ Харменс ван Рейн - Страница 9

Тем самым художник делает зрителя участником происходящего в картине. В ней преобладают прямые линии, но разворот стола и сложная игра света смягчают строгость композиции. Пятна света разбросаны по всему холсту, оживляя его живописную поверхность. Эта картина замечательна и как психологический этюд, цель которого – изобразить людей с разными характерами, и как исторический документ. Групповой портрет «Синдики», несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора» (зато все требования заказчиков были выполнены). В 1661 г. продолжилась работа над созданным в 1653 г. офортом «Три креста» (не закончен). В годы жизненных невзгод внимание художника привлекают пейзажи с «нахмуренными» облаками, шквальным ветром и прочими атрибутами романтически взволнованной природы в традициях Пауля Рубенса и Геркулеса Сегерса (около 1589 – около 1638 гг.). К жемчужинам реализма Рембрандта принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 г., однако вершиной его мастерства как пейзажиста считаются не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641 г.) и «Три дерева» (1643 г.). Рембрандт осваивает и другие новые для себя жанры – натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались). Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни (например, «Святых семейства», 1645 и 1646 гг.). Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646 г.) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647 г.) они позволяют исследователям говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни. Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов. Ещё в 1653 г., испытывая материальные трудности, художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу, после чего заявил в 1656 г. о банкротстве. После распродажи в 1657–1658 гг. дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта) художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни. Самым близким к нему человеком в те годы, по-видимому, оставался Титус (именно его изображения наиболее многочисленны). На одних он предстаёт принцем из волшебной сказки, на других – сотканным из солнечных лучей ангелом. Около 1661 г. Рембрандту была заказана одна из восьми исторических картин, которыми предполагалось украсить амстердамскую ратушу. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661 г.) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена (была распродана по частям). Фрагмент картины, сохранившийся в Стокгольме, поражает суровым реализмом и неожиданными вспышками светлых красок на фоне окружающей тьмы. Сохранился лишь фрагмент этой работы, который находится в Национальном музее в Стокгольме. Рембрандт изобразил событие, описанное в «Анналах» римского историка Тацита (I в.): вожди племени батавов клянутся на мече бороться за освобождение от римского владычества. О масштабе этого произведения в его первоначальном виде исследователи судят по композиционному наброску, находящемуся в Мюнхене. В нём видно, что сначала стол и собравшиеся вокруг него люди были показаны в пространстве огромного зала, глубина которого передавалась посредством игры света и тени. Огромное полотно (первоначальные размеры 5х5 м), согласно различным версиям, или так и не было вывешено в ратуше, или занимало отведённое для него место не более двух лет, и затем было заменено картиной Юргена Овенса (1623–1678 гг.) «Заговор Клавдия» на тот же сюжет.

 



 
PR-CY.ru