РЕМБРАНДТ Харменс ван Рейн - Страница 5

Пятью годами позже в «Успении Богоматери» господство густо заштрихованных тёмных зон сменилось преобладанием светлых участков и тонкой параллельной штриховки. В офорте «Три дерева» (1643 г.) контраст густо заштрихованных фрагментов изображения и белой бумаги доведён до предела; наклонные параллельные линии на фоне неба прекрасно передают ощущение летней грозы. Офорту «Христос перед Пилатом» (1636 г.) предшествовали многочисленные подготовительные рисунки. Самым драматичным из офортов Рембрандта является лист «Три креста» (около 1650 г.). К началу 1640 гг. жизнь и художественная деятельность Рембрандта приобрели стабильность и размеренность. На «Автопортрете» 1640 г. (Лондон, Национальная галерея), созданном под влиянием работ Рафаэля и Тициана, изображён уверенный в себе, рассудительный человек, одетый в соответствии с итальянской модой XVI в., облокотившийся о балюстраду; его плечи слегка повернуты, взгляд обращён на зрителя. В XVII в. рисунок обычно служил в качестве предварительного наброска для разработки большой композиции, этюда отдельных деталей будущей картины или наносился на картон, а затем переводился на поверхность, предназначенную для росписи. Очень редко рисунок мыслился как законченное произведение искусства; часто после выполнения проекта рисунки выбрасывали. Каждый рисунок Рембрандта – исследование природы явлений и попытка уловить характер момента или предмета. Когда художник делал зарисовки с произведений старых мастеров, он создавал не копии, а вариации на ту же тему, решая при этом собственные художественные задачи. В 1630–1640 гг. Рембрандт рисовал, сочетая линии разной толщины с тончайшей отмывкой. Иногда его рисунки кажутся быстрыми набросками, где нервная линия почти нигде не остаётся непрерывной. Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей. В 1642 г. он получил заказ на один из шести групповых портретов амстердамских мушкетёров для нового здания Стрелкового общества (два других заказа достались его ученикам). Как и «Урок анатомии доктора Тюльпа», эта картина Рембрандта выходит за рамки традиционного группового портрета. На ней изображено 29 персонажей, из которых 16 – реальные исторические лица. Их движения и расположение на картине подчинены единому общему действию, развивающемуся на глазах у зрителя. Древки, знамёна и мушкеты торчат в разные стороны, делая композицию более свободной и динамичной; ощущение усиливается игрой света и тени. Картина запечатлела внезапное выступление в поход стрелковой роты, возглавляемой её командирами. Задача была решена как массовая сцена, пронизанная движением толпы конкретных и безымянных персонажей, построена на мерцающем контрасте ярко освещённых цветовых пятен и затенённых зон. Создающая впечатление разнобоя и напряжённости случайность запечатлённой на полотне ситуации вместе с тем проникнута торжественностью и героическим подъёмом, сближается по своему звучанию с исторической композицией. Модели были изображены весьма непосредственно, в движении, что вовсе не понравилось заказчикам, многие из которых оказались при этом задвинутыми на задний план. Столь смелое сочетание группового портрета с военными воспоминаниями Нидерландской революции отпугнуло некоторых заказчиков. Картина «Ночной дозор (1642 г., Амстердам, Рейксмузеум) – одна из самых известных картин этого периода (настоящее название работы – «Рота капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбурга»). Она была написана по случаю посещения Амстердама французской королевой Марией Медичи (1575–1642 гг.) и устроенного по этому поводу торжественного выхода войск городской милиции. Преобладающий в картине тёмный фон позволяет лучше выделить фигуры персонажей. Именно поэтому в XVIII в. картина была ошибочно названа «Ночной дозор» (до реставрации 1940 гг. она была скрыта под потемневшим лаком и копотью).

 



 
PR-CY.ru