РЕМБРАНДТ Харменс ван Рейн - Страница 10

Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 г.; Герард де Лересс, 1665 г.; Йеремиас де Деккер, 1666 г.), но и безвестные солдаты, старики и старухи – все те, кто подобно автору прошёл через годы горестных испытаний. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Парадный портрет Яна Сикса (1654 г.), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Внутреннюю эволюцию художника передаёт череда автопортретов, раскрывающая зрителю мир его сокровенных переживаний. К серии автопортретов примыкает вереница изображений умудрённых жизнью апостолов (нередко в лице апостола угадываются черты самого художника). Смерть Титуса в 1668 г. стала для художника одним из последних ударов судьбы. Рембрандт скончался 4 октября 1669 г. в Амстердаме. Похоронили его в амстердамской кальвинистской церкви Вестеркерк. Одной из неразрешимых проблем для исследователей творчества Рембрандта до последнего времени оставалось огромное число копий и реплик с его полотен, которые с незапамятных времён проходили в каталогах под его именем. Так, например, известно десять версий картины «Иуда возвращает тридцать сребреников», которые невозможно однозначно атрибутировать (т.е. установить подлинность) определённому художнику. В 1968 г. в Амстердаме заработал исследовательский проект «Рембрандт», который поставил своей целью составить выверенный реестр произведений художника с использованием новейших методов атрибуции. Заключительный каталог проекта, опубликованный в 2014 г., содержит список из 346 картин, в то время как на начало XX в. считалось, что кисти Рембрандта принадлежат около 800 картин. Например, из 12 картин, выставлявшихся в Собрании Уоллеса под именем великого художника, проект сначала подтвердил авторство Рембрандта только одной, хотя потом их число увеличилось до пяти. Что касается его картин, выставленных в российских музеях, то в Музее имени А.С. Пушкина, согласно каталогу, находится только три произведения Рембрандта, а в Эрмитаже – 14. Человечеству понадобилось два столетия, чтобы в полной мере оценить значение его творчества, хотя ещё Джованни Бенедетто Кастильоне (1607–1665 гг.) и Джовании Баттиста Тьеполо (1696–1770 гг.) вдохновлялись его офортами. Смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX в., когда художники реалистической школы Гюстава Курбе (1819–1877 гг.), а в России – передвижники противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма. Ещё сто лет назад самым большим собранием полотен Рембрандта мог похвастаться Императорский Эрмитаж, однако в XX в. часть этого собрания была распродана, некоторые картины были переданы в Пушкинский музей, авторство других было оспорено. В течение всего XX в. голландцы вели кропотливую работу по скупке полотен Рембрандта и их возвращению на родину (в результате этих усилий наибольшее число его картин можно ныне увидеть в амстердамском Рейксмюсеуме). Одна из центральных площадей Амстердама (Botermarkt) в 1876 г. получила современное название Площадь Рембрандта (Rembrandtplein) в честь великого художника (в центре площади находится памятник Рембрандту). В амстердамском доме художника с 1911 г. также действует музей, где выставлены преимущественно офорты. В 2009 г. именем художника был назван кратер на планете Меркурий, являющийся одним из самых больших в Солнечной системе. Работники Государственного музея в Амстердаме решили принести искусство Рембрандта поближе к людям: в апреле 2013 г. они «оживили» картину «Ночной дозор», создав целый спектакль, и перенесли его действие на территорию большого торгового центра. 31 октября 2013 г. в городе Йошкар-Ола (Республика Марий Эл) был установлен бронзовый памятник Рембрандту (скульптор – Андрей Ковальчук).



 
PR-CY.ru