ПРАВОСЛАВИЕ, ортодоксия - Страница 15

Православие апеллирует к старым, исконно христианским нормам и не указывает для себя особых «символических книг», потому что не имеет ничего символически нового в догматическом отношении по сравнению с эпохой до заключения семи Вселенских соборов. Этим показывается, что православие сохраняет и продолжает изначальное апостольское христианство по непосредственному и непрерывному преемству. В историческом течении христианства это – центральный поток, идущий от самого «источника воды живой» и не уклоняющийся на всём своём протяжении до скончания мира. Здесь корень и объяснение всех других принципиальных свойств православия. Если в нём исповедуется достоинство подлинного христианства по отношению к своему оригиналу, то данное качество производится и обеспечивается тем, что всегда удерживается теснейшая неразрывность от него – с освобождением ему собственного действия, которое и образует православие в его историческом бытии. Исконное христианство в православии черпается, доставляется и гарантируется путём преемственного восприятия, когда новое приобретает авторитет христианской изначальности, а она в самой своей старине обнаруживает непрестанную обновляющую живительность. Материальное совершенство сочетается с формальным принципом традиционной преемственности, которая способствует тому, что историческое движение православия на всех стадиях соприкасается со своим основополагающим началом. Итак, по внутреннему сознанию и убеждению православие является подлинным апостольским христианством по прямому наследованию, хотя бы в определённых исторических формах, каких (в духе своей эпохи и условий) не чужды были и первохристианские времена. Но по этой причине, обезличиваясь совпадением с первохристианством, православие, по-видимому, не отличается от других вероисповеданий и некоторых новейших научно-богословских течений, иногда даже явно рационалистических. Ведь католичество самим своим именем говорит о своём божественном универсализме, свойственном Евангелию, а протестантизм мотивировался при возникновении и гордится, собственно, тем, что, усматривая в католичестве несомненные искажения первоапостольского христианства, хотел возвратиться именно к нему и устранить все позднейшие наслоения и побочные уклонения. Протестантизм по своей идее должен бы быть и представляться восстановлением изначального, подлинного христианства против его католических извращений. К тому же, собственно, направлялось и англиканство путём своего протестантского обновления в католичестве, принципиально связав свою судьбу с протестантизмом. И если не всеми англиканами признаётся успешность этой попытки, то и у этих скептиков не теряется одинаковая движущая цель, которая проникает в их критику и вдохновляет стремления. Не случайно в англиканстве часто, громко и энергично раздавались призывы «назад ко Христу», хотя бы и через труп апостола Павла. Протестантская наука давно и усердно культивирует эту идею, стараясь рационально отыскать подлинное христианство и возвратить к нему религиозное внимание, которое будто бы везде омрачено туманом церковно-исторических модификаций и приращений. Всюду проповедуются возобновление и восприятие истинного первохристанства в его подлинной целостности. Это, по-видимому, вполне сходно с самоопределение православия, но скрывает глубочайшее различие. Протестантизм родился при активном пособии научного знания и могущественно способствовал его грандиозному прогрессу. Западное научное богословие является порождением протестантизма и потому может служить для него самой наглядной характеристикой, но в этом отношении существенно важно, что протестантская рациональная наука ни во всей современной церковности, ни в предшествующем церковно-историческом развитии не находит более или менее точных воплощений первоначального христианства. Оно якобы сразу где-то затерялось и никогда не имело адекватного выражения. В историческом процессе есть лишь фрагментарные осколки с неполными и нечистыми преломлениями подлинных христианских лучей. Перед нами оказываются только разрозненные христианские материалы, по которым и надо воссоздать изначальное целое. Но для этого требуется работа научно-рационального творчества, чтобы по туманным очертаниям черед тьму веков разглядеть подлинный лик Христа и зарисовать его с реалистической жизненностью. Созидающим фактором здесь бывает научный разум, действующий рациональным методом. И как далеко можно уйти по этому пути, хорошо известно по начальным урокам новейшей протестантской критики. В своих крайних функциях она не принимает ни одного аутентичного изображения Спасителя и всё усвояет таинственному безличному процессу постепенного формирования христианских преданий, сохранившихся в новозаветных книгах.

 



 
PR-CY.ru