ПЛАТОН, Левшин Петр Егорович - Страница 11

Платон выискивал таланты среди воспитанников семинарии и академии, бережно обходился с ними, приближал к себе, беседовал, руководил, наставлял, указывал предмет занятий и путь жизни. С 1783 г., не раз собираясь уходить на покой, он устроил себе на пустыре пустынь – Вифанию, вскоре разросшуюся в монастырь и семинарию. Там была собрана большая коллекция произведений искусства, в том числе и светского. Проживая здесь в последние годы, он часто посещал Вифанскую семинарию, по субботам приходил в аудиторию слушать проповеди семинаристов, предварительно им же и рассмотренные, исправлял недостатки, радуясь всякому проблеску таланта, усилию труда. Любил он и искусства, поощрял представления семинаристами сцен из библейской, греческой и римской истории, а также некоторых трагедий (в частности, Сумарокова), даже сам назначал пьесы для представления, иногда при этом присутствовал. Поощрял также музыку, пение, игры и физический труд, способствующие здоровью тела и бодрости духа. Платон внушал воспитанникам любовь к природе, уважение к труду поселянина, привычку к сельскому хозяйству. Говоря о педагогической системе, которую сформулировал выдающийся иерарх, исследователи подчеркивают стремление соединить профессиональные знания с развитием общей культуры у воспитанников. Но трудности были громадными: приходилось менять окаменевшие традиции, устоявшиеся предрассудки. Многие из поступивших для обучения прибывали из глухих мест, где в приходах царила бедность, вопиющее невежество. Закончив академию или семинарию, они, возвращаясь в родные места, зачастую отказывались там единственными носителями просвещения. Поэтому исследователи с полным основанием говорят о просветительской роли Платона, о положительных традициях, которые он утверждал своей деятельностью. Многие выдающиеся деятели отечественной науки и культуры были выходцами из духовной среды или сами окончили духовные учебные заведения: М.М. Сперанский, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов и др. Применительно же к делам церкви, почти все ее выдающиеся деятели последующих десятилетий были воспитанниками тех учебных заведений, которые с полным основанием можно назвать детищем Платона. Это была незаурядна личность. Свою гибкость ума и красноречие Платон мог показать иностранцу через общеевропейскую латынь. Он блистал, к гордости Екатерины II, в ее окружении. Беседовал с польским королем Станиславом Понятовским. А когда в Россию прибыл «инкогнито» император Священной Римской империи Иосиф II (он путешествовал под именем графа Фалькенштейна), Платон был избран его специальным гидом по древностям Москвы. Екатерина II спросила императора о том, что в Москве произвело на него наибольшее впечатление, и он ответил, не задумываясь, одним словом: Платон. В 1800 г. Платон издал учреждение о крестных ходах в Москве. Всегда подчеркивая значение образовательного ценза у духовенства, он установил строгое распределение приходов, принимал различные меры к благоустройству церквей и благолепию церковного богослужения. Он сам, нередко неожиданно, посещал монастыри и приходские церкви в Москве, сам пел и читал за богослужением, иногда стоял на клиросе. Платон так говорил о себе: «Я застал московское духовенство в лаптях и обул его в сапоги; из прихожих ввел его в залы к господам». Поэтому его называют отцом московского духовенства. Описанию его деятельности посвящен весь 3-й том «Истории московского епархиального управления» Н. Розанова (М., 1870). Его имя тесно связано и с историей единоверия. Старообрядчество было тогда в силе: чуть ли не вся купеческая Москва тяготела к расколу. Это были влиятельные люди, это была реальная сила. На склоне своих лет Платон пришел к твердому убеждению: насильственные методы в борьбе с расколом бесполезны, они лишь ужесточают сопротивление и множат ряды отступников. История христианской церкви давала примеры решения подобных проблем, и Платон, конечно, знал их, размышлял о путях примирения в российской церкви.

 



 
PR-CY.ru