ПЛАТОН, Левшин Петр Егорович - Страница 13

Из собора он вышел уже в белом клобуке митрополита. На другой день он получил еще и крест на клобук, усыпанный бриллиантами. Екатерина писала об этом Потемкину: «На Москве в Успенском соборе Платона провозгласили мы митрополитом и нашили ему на белый клобук крест бриллиантовый в пол аршина в длину и поперек, и он все время был как павлин кременчугской». 1870-е гг. стали апогеем многогранной деятельности Платона, потребовавшей полного напряжения сил. Пошатнулось здоровье, стала мучить мочекаменная болезнь, участились периоды упадка душевных сил. Он неоднократно просился «на покой», мечтал об уединении, о простой монашеской жизни, но всякий раз получал отказ. Правда, императрица разрешила ему жить в лавре, с тем, чтобы текущими делами в Москве ведал викарий (заместитель), и Платон стал бывать в Москве лишь наездами. Подходящее место для уединения было найдено в трех верстах от лавры, на речке Кончуре, «среди рощ, лугов и полей». Многочисленные награды, громкая слава продолжали вызывать зависть. И хотя доносы на него приказано было не рассматривать, но они все же свидетельствовали о недоброжелательном к нему отношении, и это сильно ранило. В 1788 г. была упразднена Крутицкая епархия с присоединением ее главнейшей части к Московской, в 1799 г. учреждена Калужская из части Московской. В России после Французской революции была ужесточена цензура, введены многочисленные запреты, в том числе на преподавание французского языка, что коснулось даже академии. Светская власть стала вникать в те сферы, которых прежде не касалась, везде искали крамолу, в том числе и в деятельности церкви. Платона это угнетало, сбывались его предсказания: новые идеи проложили дорогу великим потрясениям. Обострились и физические немощи. В Вифании, так стали называть то место у речки, где он хотел уединиться от мирской суеты, шло строительство. Платон вникал в его мельчайшие детали. Была сооружена церковь («наподобие фавора»), а в пещере под ней приготовлена могила – место для его упокоения, а рядом с могилой был поставлен дубовый гроб Сергия Радонежского. Было ясно: на склоне лет Платон полагал себя достойным продолжателем дел основателя обители. Рядом с церковью был сооружен двухэтажный деревянный дом «с малой крестовой церковью»: здесь будут находиться покои и кельи митрополита. Само название «Вифания» било символичным: Христос любил бывать в Вифании, где воскресил Лазаря. В 1792 г. Платон предпринял длительное путешествие по центральной России, посетил Ростов Великий, Суздаль, Владимир, Ярославль, Переславль-Залесский, Александров «с благочестивой и любознательной целью». Приезд прославленного иерарха – исключительное событие в жизни провинции. Повсюду при огромном скоплении молящихся проходили торжественные богослужения, произносились проповеди. Это был апогей славы. В 1796 г. умерла Екатерина II. Завершилась целая эпоха в истории русской церкви. Вступивший на престол Павел I был исполнен желания реформировать Россию. Для перемен нужны были новые люди, и на первый план выступили те, кто окружал его в Гатчине, где он провел долгие годы вдалеке от двора, от фаворитов Екатерины II. Платона в Гатчине не было, но он когда-то был духовным наставником Павла-наследника. Быть может, поэтому он оказался в числе немногих, не подвергшихся опале. Но император Павел, после воцарения, относился к Платону неровно, хотел, по-видимому, его награждать и счастливить, но, кажется, выводимый из себя прямодушием Платона, скоро к нему охладел. В 1797 г. он возложил на Платона, вопреки его желанию, орден св. Андрея Первозванного (тогда впервые стали жаловать духовных особ орденами; Платон был против этого рода наград и даже писал о том государю). Однако, награждая духовенство светскими орденами, Павел руководствовался соображениями политического порядка: они выражали позицию нового императора по отношению к церкви.

 



 
PR-CY.ru