ПЛАТОН, Левшин Петр Егорович - Страница 16

Все его деньги были распределены еще при жизни: 10 тыс. рублей в пользу лавры на поминовение, 10 тыс. рублей на учеников Платоновых, 10 тыс. рублей на богадельню, монастырь и семинарию в Вифании, 4 тыс. рублей на Московскую академию, 2 тыс. рублей на Чудов монастырь и 4 тыс. рублей внукам (видимо, внучатым племянникам). В советское время, когда Вифанский монастырь пришел в запустение, и многие здания были разрушены, произведения искусства вошли в фонд Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника, а останки Платона были перезахоронены на территории лавры в Духовской церкви. Как писатель, Платон оставил по себе память следующими сочинениями: «Катехизис, или первоначальное наставление в христианском законе, толкованное всенародно в 1757 и 1758 г.», 2 части (M. 1781); «Краткий катехизис ради обучения малолетних детей христианскому закону» (M. 1775 и Вена 1773); «Сокращенный катехизис для священнослужителей, с приложением мест из Слова Божия, правил свв. апостол и свв. отец и духовного регламента и присяг» (М. 1775); «Православное учение, или сокращенное христианское богословие, с прибавлением молитв и рассуждения о Мельхиседеке» (СПб. 1765). «Православное учение веры» было переведено на латинский, греческий, армянский, грузинский, немецкий, английский, голландский и французский языки. Сочинения Платона до появления «Катехизисов» митрополита Филарета Московского были единственными учебниками и курсами богословия на русском языке. Макарий Булгаков так отзывался о богословии Платона: написано «просто, общедоступно и без строгой системы, но с довольной последовательностью». Платон справедливо признается одним из первоклассных русских проповедников (известно до 500 его проповедей). Его теоретические понятия о проповеди, изложенные в предисловии к собранию проповедей, составляют одну из лучших страниц в русской гомилетике. Составленная им «Краткая российская церковная история» (2 изд., 1822 г.) – первый по времени в русской литературе систематический курс русской церковной истории; заканчивается XVII в. (переведена на немецкий язык). Позднейший церковный историк, Филарет Гумилевский, так отзывается об истории Платона: она «в отношении беспристрастия может служить образцом для историка русской Церкви». Сам Платон считал, что он не велемудрствует и не почитает в своем роде совершенной, но почитает еще, может быть, недостаточной и кое-где погрешительной; «но, по крайней мере, по неимению доселе никакой церковной российской истории, послужит она в духовных училищах к некоторой пользе». Второе издание Платоновой «Истории» вышло в 1822 г., третье в 1834 г., с сокращениями. Платон написал два акафиста – преподобному Сергию и благоверному князю Даниилу (оба со службами и житиями напечатаны, М. 1795). Его «Житие св. Сергия Радонежского» имело пять изданий. «Проповеди, приветственные и надгробные слова» Платона составляют 20 томов; 8 приветственных речей Александру I при коронации напечатаны (М. 1801), некоторые переведены на греческий, немецкий, французский, итальянский, английский и армянский языки. О проповедях Платона Сумароков отзывался: «Платон есть последователь Златоуста, – его имеет дарования, его свойства, вкус; сей российский Бурдалу исполнен силы, пламени и быстроты; преемник Феофанов приводит в восхищение слушателей, а читателей еще больше; Платон подобен реке быстротекущей и все, что ей ни встретится, влекущей с собой». Отличительный характер Платоновых проповедей – ясность, обоснованность и назидательность; догматического элемента в них немного, они заполнены нравственными наставлениями. В первых своих проповедях Платон еще грешил так называемым красноречием, но с течением времени стал от него освобождаться, давая место простоте и внутренней убедительности. Кроме того, Платон перевел в сокращении три слова св. Иоанна Златоуста, одно св. Иоанна Дамаскина, одно св. Епифания Кипрского и три св. Григория Богослова, и одно поучение Фенелона, с французского, на Успение (напечатано в XIII т.). В 1776 г. Платоном, вместе с Петербургским митрополитом Гавриилом изданы в трех частях поучения на все воскресные и праздничные дни для чтения в церквах. По желанию императрицы Екатерины II, Платон сочинил для первой русской азбуки, изданной для народных училищ, христианское нравоучение, текст которого и позднее печатался в букварях, также молитвы: восстав от сна, отходя ко сну, перед обедом и после обеда. Для окрещенного им мальчика-турка Платон написал «Наставление моему Моисею», краткий кодекс христианской жизни. Когда в 1778 г. вышел указ Синода присылать летописи и другие достопримечательности из всех монастырей, его исполнение было поручено Платону. Затем под его наблюдением Московской синодальной типографией были изданы Архангелогородский, Новгородский и Типографский списки летописей. Интересны письма Платона (например, к архиепископам Амвросию и Августину), а также его автобиография. В «Русском Вестнике» 1841 г. (№ 9) напечатаны «Путевые записки о путешествии в Переславль, Ростов, Ярославль, Кострому и Владимир, 1792 г.». Платон оставил собственноручные «Записки о жизни митрополита Платона», написанные им до 1807 г., в дальнейшем дополненные наместником Троицкой лавры, архимандритом Самуилом Запольским, впоследствии епископом Костромским. Записки изданы несколько раз.



 
PR-CY.ru