ПЕЛАГИАНСТВО - Страница 3

Осенью 410 г. Аларих умер, и власть перешла к Атаульфу, который женился на Галле Плацидии. Но Атаульф не пожелал стать императором, а предпочел иметь славу благодетеля Рима на службе у Гонория. Это решение было принято под влиянием молодой жены, фактически спасшей Западную империю от варваров. Атаульф сверг узурпатора Иовина (423–425 гг.), захватившего власть в Галлии, и возвратил ее Гонорию. Когда Испания предприняла попытки отделиться от империи, он захватил Барселону и обосновался там с семьей. Однако в 415 г. Атаульфа убили, и трон в Испании захватил Сингерих. Он сразу же убил шестерых детей Атаульфа от первого брака, а Галлу Плацидию выгнал из дворца. Но уже через семь дней Сингерих был убит Виллием, ставшим предводителем вестготов. Он обменял Плацидию на 600 тысяч мер пшеницы и отправил ее к брату в Равенну, а Гонороий насильно выдал ее замуж за своего полководца Констанция, которого в 421 г. объявил своим соправителем под именем Констанция III (421 г.). Однако тот в том же году неожиданно скончался. Тогда Гонорий отослал сестру в Константинополь, т.к. пошла молва о его преступной страсти к Плацидии. Тем временем от Западной империи стали отпадать отдельные территории (Британия, Северная Галлия и др.), а Гонорий все бездействовал и в 423 г. умер от водянки в 39-летнем возрасте. Плацидия после его смерти вернулась в Италию и стала регентшей при своем семилетнем сыне, который был коронован в 425 г. как Валентиниан III (425–455 гг.). В 429 г. вандалы отторгли от империи Африку, и Италия стала страдать от недостатка хлеба. В это сложное время и появляется учение Пелагия – британского монаха Моргана, который прибыл в Рим в 380 г. и был поражен аморализмом римских христиан. В своих первых работах он пытался призвать их к ответственности, утверждая, что Божественная благодать в образе Иисуса Христа явила человечеству идеальный образ святости, но само индивидуальное спасение является задачей каждого человека, призываемого искупительной жертвой Христа встать на путь самосовершенствования. Так, в «Послании к Деметриаде» Пелагий утверждал, что свободная воля есть природное достояние человека, которое не было уничтожена грехопадением Адама, а роль благодати заключается только в божественной помощи человеку в его добрых делах. «И вообще не было бы никакой добродетели у того, кто пребывает в добре, если бы он не имел возможности перейти на сторону зла ... иначе не по собственному побуждению сотворит он добро, если не может избрать также и зло». Суть утверждений Пелагия заключается в том, что человек в состоянии сам заслужить свое спасение, которое дается достойным, а иначе получилось бы, что он не играет никакой роли в собственном спасении. Человек, – учил Пелагий, – по природе добр. Действием своей свободной воли он может уклоняться от добра; такие уклонения, накопляясь, могут стать греховным навыком и получить силу как бы второй природы, не доходя, однако, до непреодолимости, т.к. свобода воли не может быть потеряна разумным существом. Человек всегда мог успешно бороться с грехом и достигал праведности; особенно же это возможно, легко и обязательно после того, как Христос, Своим учением и примером, ясно показал путь к высшему благу. Бог не требует невозможного; следовательно, если человек должен, то он и может исполнять заповеди Божьи, запрещающие злое, повелевающие доброе и советующие совершенное. Евангелие только советует безбрачие, но предписывает кротость и смирение, запрещает грех и тщеславие, и Пелагий настаивает на том, что исполнение евангельских советов (consilia) имеет достоинство лишь у тех, кто прежде повинуется запрещениям и предписаниям (praecepta).

 



 
PR-CY.ru