ПЕЛАГИАНСТВО - Страница 8

Преподобный Иоанн Кассиан, – пишет Серафим (Роуз), – в своих словах о другом апостоле, св. Павле, восполняет для нас эту «недостающую величину». Ссылаясь на первое послание к Коринфянам, он сказал: «И благодать Его, яже во мне, не тща бысть, но паче всех их потрудихся; не аз же, но благодать Божия, яже со мною» (1 Кор. 15, 10). Таким образом, словом «потрудихся» – выражается усилие своей воли; словами: «Не аз же, не благодать Божия?» – подчеркивается важность Божественного содействия; а словом «со мною» – показывается, что благодать содействовала ему не в праздности и беспечности, а тогда как он трудился». Позиция Кассиана – гармоничная, отдающая должное и благодати, и свободе; позиция Августина – односторонняя и незавершенная. Он излишне преувеличивает значение благодати и тем самым дает возможность злоупотреблять своими словами позднейшим мыслителям, которые мыслили отнюдь не в православных категориях и могли понимать их в смысле «непреодолимой благодати», которую человек должен принять, желает он того или нет (таково учение янсенистов)», C другой стороны, истинное учение Кассиана, которое, собственно, и есть учение Православной церкви, было некоей мистификацией для латинского склада ума. Мы можем видеть это на примере последователя блаженного Августина в Галлии Проспера Аквитанского, который был первым, кто прямо напал на преподобного Кассиана. Именно Просперу, вместе с неким Иларием (не путать со св. Иларием Арльским, который был согласен с Кассианом), посылал Августин Блаженный два своих последних антипелагианских трактата: «О предопределении святых» и «О даре постоянства». В этих трудах Августин критиковал мысли Кассиана, как они были представлены ему в кратком изложении, сделанном Проспером. После смерти Августина в 430 г. Проспер выступил как защитник его учения в Галлии, и его первым и главным делом было написать трактат «Против автора "Собеседований" (Contra Collatorum)», также известный под названием «О благодати Божией и свободной воле». Этот трактат есть не что иное, как последовательное, шаг за шагом, опровержение знаменитого тринадцатого «Собеседования», в котором вопрос о благодати рассматривается наиболее подробно. С первых же строк ясно, что Проспер глубоко обижен тем, что его учитель открыто критикуется в Галлии: «Есть некоторые, дерзко утверждающие, что благодать Божия, посредством которой мы есмы христиане, неправильно защищалась блаженной памяти епископом Августином; и не перестают они с разнузданной клеветой нападать на его книги, написанные против пелагианской ереси» (гл. 1). Но более всего Проспера выводит из себя то, что он находит непостижимым «противоречием» в учении Кассиана; и это его недоумение (поскольку он верный ученик Августина) открывает нам природу заблуждения самого Августина Блаженного. Проспер находит, что в одной части своего тринадцатого «Собеседования» Кассиан учит «правильно» о благодати (и в частности – о «предупреждающей благодати»), т.е. точно так же, как и Августин: «Это учение в начале дискуссии не расходилось с истинным благочестием и заслуживало бы справедливой и честной похвалы, когда бы оно (в своем опасном и пагубном развитии) не отклонилось от своей первоначальной правильности. Ибо после сравнения с земледельцем, которому он уподобил пример неизменной жизни под благодатью и верой, и коего труд, как он сказал, был бы бесплоден, не будь он воспомоществуем во всем Божественной помощью, он приводит весьма кафолическое утверждение, говоря: «Из этого видно, что Бог есть начальный виновник не только дел, но и помышлений благих; Он внушает нами Свою святую волю, и дает силу и удобный случай исполнить то, чего правильно желаем»... И опять, далее, когда он учил, что всякое усердие к добродетели требует благодати Божьей, он правильно прибавил: «Так же, как все это не может постоянно быть желаемым нами без Божественного вдохновения, так же точно и без Его помощи никоим образом не сможет быть завершено» («Contra Collatorum», гл. 2; 2).

 



 
PR-CY.ru