МОНАШЕСТВО В РОССИИ - Страница 26

Законы Петра I были несколько смягчены при Елизавете Петровне (1741–1761 гг.). В 1760 г. было разрешено постригаться в монахи лицам всех сословий. К началу царствования Екатерины II (1762–1796 гг.) в России насчитывалось до 1072 монастырей. В 1764 г. были введены «Духовные штаты», и число монастырей значительно уменьшилось. Согласно штатам, изданным 26 февраля 1764 г., все монастыри, владевшие вотчинами и неупразднённые, за исключением лавр (Троице-Сергиевой и Киево-Печерской) и тех из них, которые были сделаны кафедральными, т.е. предназначены для архиереев (Александро-Невский, Чудов, Рождественский-Владимирский, Ипатьевский, Спасо-Преображенский, Новгород-Северский), были разделены на три класса, и в них была установлена норма штатных монахов и монахинь. В мужских монастырях первого класса полагалось 33 монаха, во второклассных – по 17, а в третьеклассных – по 12 монахов; в первоклассных женских – от 52 до 101 монахини, а во второклассных и третьеклассных – по 17 монахинь. Штатными монастырями называются те, которые получали содержание в определённых размерах и имели в своём составе число монахов, определённое по штату. Заштатными монастырями назывались монастыри, не получавшие жалованья и существовавшие на доходы, добываемые священнослужением и трудами самих монахов. Всех монастырей, пустыней и скитов в одних только великороссийских губерниях в 1762 г. было 881 (из них мужских 687 и женских 203). Здания закрытых монастырей обращались в казармы, госпитали и т.п. Новые монастыри строились только с высочайшего разрешения. Число монахов во многих монастырях из-за скудости их средств не увеличивалось и даже уменьшалось, часто не достигая цифры, положенной по штатам. Во всех монастырях Синод старался вводить общежитие с целью поднятия монастырской нравственности. Из среды монашествующих теперь начинает выделяться учёное монашество, пользующееся определёнными льготами и оставляющее как бы привилегированный класс монашества. Для него в 1766 г. были отменены указы Петра I, запрещавшие при монастырском общежитии иметь частную собственность и распоряжаться ею, между прочим, посредством духовных завещаний. Кроме содержания от монастырей, монахи получали также жалованье от школ, в которых состояли преподавателями. В 1799 г. было издано повеление причислять их (по заслугам в качестве соборных иеромонахов) к соборам богатых монастырей с правом пользования кружечными доходами. При Александре I (1801–1825 гг.), относившимся вообще с большими симпатиями к монашеству, его положение значительно улучшилось. Увеличению в течение XIX в. числа монастырей в России больше всего содействовало учреждение так называемых женских общин, отличавшихся от общежительных монастырей только тем, что члены общины не принимали монашеских обетов, исполняя все правила, установленные для послушниц или белиц настоящих монастырей; обычно настоятельницей общины была монахиня. Начало возникновения женских общин относится к XVIII в. Случалось, что при упразднении монастыря и переводе монахинь в другие монастыри часть послушниц (из-за недостатка места в монастырях) не покидали своих келий при бывших монастырских церквах, часть же удалялись в другие места, селились около приходских или кладбищенских церквей, исполняя обязанности просфирниц и церковных сторожей. И в том, и в другом случае эти женщины продолжали жить по монашескому уставу, и к ним присоединялись новые. В первое время своего существования общины развивались без всякого внешнего контроля, но постепенно на них стали обращать внимание духовные и светские власти, а затем принимать их под своё покровительство. В первой половине XIX в. на пожертвования частных лиц и обществ стали учреждаться богадельни, в которых вводился общежительный устав. Нередко во главе таких учреждений становились сами основательницы, например, вдова убитого при Бородине генерала Тучкова, устроившая Спасо-Богородицкую общину.

 



 
PR-CY.ru