МОНТЕ-КАССИНО - Страница 8

Некоторые исследователи полагают, что самый ранний источник, где говорится о перенесении мощей, – послания папы Римского Виталиана (657–672 гг.) монахам Флориака, франкскому королю Хлотарю III и епископам Галлии и Испании. Однако эти послания сохранились только в «Эпитоме кассинских хроник», составленной якобы Анастасием Библиотекарем, но в действительности – Петром Диаконом, автором многих подложных и псевдоэпиграфических текстов, направленных на возвеличение Монте-Кассино. На подложность посланий указывают полемический тон и уничижительные выражения «еретик» и «лжеаббат», Муммол назван псеглавцем и «струмболом» (как полагают исследователи – «ходить вокруг, кружиться, отвлекать, будоражить»), Айгульф – бродячим монахом (гировагом) и «сыном сатаны», совершившим святотатственную кражу со «своими подельниками». Насельники Флориака именуются «некогда монахами, теперь же сарабаитами, гировагами и первородными [детьми] сатаны, последовавшими плоти и принявшими учение Валаама, сына Веорова». В этих посланиях папа Римский проклинает франкских монахов «со всеми их приспешниками» и отлучает их от церкви, пока они не вернут мощи святых Бенедикта и Схоластики. Время и обстоятельства перенесения мощей святого Бенедикта исследователям трудно установить. Исследователям неясно, насколько можно доверять свидетельству Адревальда, которому принадлежит самый подробный рассказ об этом событии. Часть исследователей связывала перенесение мощей с деятельностью королевы-регентши Бальтхильды (см. Батхильда; ум. в 680 г.), покровительствовавшей франкскому монашеству. По мнению Ж. Лапорта, инициатором перенесения мощей мог быть аббат Леодебод, основатель монастыря святого Петра во Флориаке. Однако литургические книги свидетельствуют о распространении почитания святого Бенедикта на франкских землях лишь в первой половине VIII в. Исследователи отмечают, что на связи аббатства Флориак с Италией указывают рукописи италийского происхождения, привезённые во Флориак, как полагают исследователи, в VII в. Исследователи отмечают, что в источниках перенесение мощей датируется по-разному: от середины VII в. до начала VIII в. По мнению Анри Леклерка, это событие произошло между 690 и 707 гг., но Ж. Урлье датировал его третьей четвертью VII в., как полагают исследователи, около 660 г. Расцвет аббатства Флёри в эпоху Каролингов во многом был связан с почитанием мощей святого Бенедикта. Об истории святыни и о происходивших от неё чудесах повествуется в сочинении «Чудеса святого Бенедикта» в девяти книгах (вторая половина IX в. – первая четверть XII в.).

 



 
PR-CY.ru