МОНТЕ-КАССИНО - Страница 7

Похитив останки святого Бенедикта и его сестры святой Схоластики, франки увезли их в Галлию, где построили монастыри во имя обоих святых (о перенесении мощей сообщается также в нескольких франкских сказаниях). Самое раннее анонимное сказание было составлено предположительно в VIII в.; рукописи, в которых сохранился текст, указывают на его баварское происхождение. В сказании говорится об учёном франкском пресвитере, который вместе с товарищами отправился в Италию на поиски могилы святого Бенедикта, находившейся «в небрежении» («inculta ab hominibus»). В «пустыне», в 70 или 80 милях от Рима, некий свинопас показал им место, где некогда стоял Кассинский монастырь. Ночью пресвитеру было видение, благодаря чему он нашёл останки святых под мраморной плитой. Скрываясь от римлян, которые могли остановить их, франки беспрепятственно вернулись в Галлию и доставили реликвии в монастырь Флориак (см. Флёри). Более подробные сведения приведены в пространном «Сказании о перенесении святого Бенедикта», автором которого был монах Адревальд из Флёри (ум. около 879 г.). Адревальд приписывает инициативу перенесения мощей Муммолу, аббату Флориака, прочитавшему в «Диалогах» Григория I Великого о разорении и запустении Кассинского монастыря. Муммол послал в Италию монаха Айгульфа (о нём см. в ст. Лерен), к которому присоединились несколько жителей Ценоман (ныне Ле-Ман). Франки остановились в Риме, откуда Айгульф направился на поиски разрушенного монастыря. По совету одного старика он нашёл гробницу святых Бенедикта и Схоластики благодаря чудесному свету, который озарял её по ночам. Когда франки отправились в обратный путь, папе Римскому было открыто, что они забрали мощи; понтифик послал в погоню римлян и лангобардов, но с Божьей помощью франки ускользнули от преследователей и благополучно вернулись в Галлию. Айгульф отдал мощи святого Схоластики жителям Ценоман, а мощи святого Бенедикта доставили во Флориак. О мощах святой Схоластики, хранившихся в Ценоманах, повествуется в сказании, созданном предположительно в начале IX в., и в более поздних «Деяниях епископов Ле-Мана». В этих сочинениях инициатива перенесения мощей приписывается не только аббату Муммолу, но и Ценоманскому епископу Берахарию (около 660 г.). Память перенесения мощей святого Бенедикта указана под 11 июля среди добавлений в некоторых рукописях Мартиролога Иеронима Стридонского, восходящих к VIII в., а также в более поздних франкских мартирологах. О мощах святого Бенедикта, почивавших в аббатстве Флёри, упоминается в грамотах императора Людовика Благочестивого от 27 июля 818 г., которые содержат ссылки на несохранившиеся привилегии Пипина III Короткого и Карла Великого.

 



 
PR-CY.ru