МОНАРХИЯ - Страница 2

Оба этих подхода к феномену монархии в Ветхом Завете восходят к идеям теократии, согласно которым истинным царём Израиля является Яхве (Исх. 15:18; Числ. 23:21; Суд. 8:23; 1 Цар. 8:7; 10:19; 12:12; Пс. 46:3–9 и др.). Отличие заключается в том, что в первом случае поставление царя рассматривается как посягательство на власть Бога, а во втором – как продолжение власти Бога: власть царя дарована ему Самим Господом. В Средние века под влиянием толкований «Книги пророка Даниила» (Дан. 2:31–45; 7:2, 17) была популярной концепция, согласно которой мировая история представляет собой последовательную смену четырёх монархий (подробнее см. в ст. Даниил). В греческом тексте Библии слово «монарх» употребляется лишь однажды: не имея возможности воспрепятствовать царю Египта Птолемею IV Филопатору, который решил войти в святилище (3 Мак. 1:10), первосвященник Симон вместе с народом коленопреклонённо молил Бога о помощи, называя Его «Единовластвующим» (3 Мак. 2:2). Несмотря на то что монархия, как правило, противопоставляется республике, бесспорных исторических и юридических оснований для такого противопоставления нет, поскольку, в частности, принципат, доминат и затем императорская власть в Римской империи, включая и христианский, или византийский, период её истории (Новый Рим, Ромейская империя), рассматриваемые как разновидности монархического правления, совмещались с официальным определением этого государственного строя как республика (лат. «res publica» – «дела общественные, или публичные»), а в позднейшую эпоху именно так, республика – в переводе на польский Речь Посполита – называлось государство, главой которого был при этом монарх с титулом короля. На протяжении большей части истории существования государств они имели монархическое устройство. Монархией принято называть, в первую очередь, такое государственное устройство, в котором верховная власть или главенство принадлежит одному лицу (это вытекает из этимологии слова); тем не менее, не раз в истории имело место соцарствование двух и более лиц, в частности, в России в конце XVII в., когда царский титул носили Иван V Алексеевич и Пётр I Алексеевич при правительнице царевне Софии Алексеевне. Тетрархия, введённая императором Диоклетианом и продержавшаяся с конца III в. до начала IV в., предполагала, что, несмотря на верховенство самого Диоклетиана и затем его преемников, соправители с титулами августов и цезарей также не рассматривались как частные лица или чиновники, но обладали долей верховной власти. Государственный строй древней Спарты предусматривал соправительство двух династических архагетов, или царей, имевших равные полномочия, которые заключались, главным образом, в командовании вооружёнными силами полиса. Ещё один признак монархического правления заключается в том, что монарх пользуется властью по собственному праву, эта власть не делегируется ему на ограниченный срок, но является пожизненной. Хотя обычно монарх правит пожизненно, в истории имели место многочисленные факты свержения правящего монарха, обыкновенно сопряжённые с его убийством, и реже случаи отречения.

 



 
PR-CY.ru