МОНАРХИЯ

МОНАРХИЯ (от греч. «один» и «власть») – форма государственного правления, в которой верховная власть принадлежит одному лицу. В Ветхом Завете слово «царь» используется для указания на царя, единоличного правителя. Это слово – одно из наиболее часто используемых в Библии (больше 2 тыс. раз). Впервые корень засвидетельствован уже в текстах III тыс. до н.э. из Эблы в составе теофорных имён (образованные от этого корня слова используются в Ветхом Завете для обозначения любых форм единоличного правления – от небольших государств-городов эпохи поздней бронзы до ближневосточных империй). Царская власть в повествовании Ветхого Завета принадлежит почти всегда мужчинам, исключения составляют царица Савская (3 Цар. 10) и Гофолия (4 Цар. 11). В Книге Судей руководство Израилем осуществляется Самим Богом через посылаемых Им судей, благодаря которым народу удаётся избавиться от различных опасностей. Однако судьи правили не постоянно, их власть над народом была в значительной мере духовной и не наследовалась. Одной из причин перехода израильского народа к монархии, согласно рассказу «Первой Книги Царств», стали неудачные военные столкновения с филистимлянами, которые не раз могли привести к потере Израилем своей независимости. Катастрофой стало поражение израильтян в одной из битв, во время которой было убито 30 тыс. воинов, в том числе сыновья первосвященника Илия Офни и Финеес; в этой битве Ковчег Завета был захвачен филистимлянами (1 Цар. 4) и оставался у них несколько месяцев. Обратившись с покаянием к Богу по призыву пророка Самуила, Израиль на какое-то время справился с нападениями филистимлян и жил относительно спокойно, пока «был Самуил судьёю Израиля» (1 Цар. 7:15). Однако когда Самуил состарился, его сыновья «уклонились в корысть и брали подарки, и судили превратно» (1 Цар. 8:3), что побудило израильских старейшин прийти к Самуилу и просить его поставить царя, который мог бы судить Израиль и управлять им так, «как у прочих народов» (1 Цар. 8:5). Самуил в смятении молится Богу, Который отвечает на его молитву и называет просьбу израильтян богоотступничеством: «...Не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними» (1 Цар. 8:7). Несмотря на предостережения Самуила, народ продолжает просить царя, желая быть «как прочие народы: будет судить нас царь наш, и ходить пред нами, и вести войны наши». Бог разрешает Самуилу поставить царя: первым царём Израиля становится Саул, который, однако, оказался недостойным правителем; вместо него воцаряется Давид, основатель иудейской царской династии, из которой происходил и Иисус Христос. Помимо резко негативного отношения к монархии, нашедшего выражение в рассказе о приходе старейшин к Самуилу, в Ветхом Завете присутствует и другой подход. Призвание Саула сопровождается божественными знамениями и чудесами, о будущем помазании Саула Сам Господь говорит Самуилу (1 Цар. 9). Царствование же Давида становится «золотым веком» для Израиля, когда «Господь успокоил его от всех окрестных врагов его» (2 Цар. 7:1). Сам Бог через пророка Нафана обещает Давиду, что Он утвердит «престол царства» его навеки, и что Он не отнимет Своей милости от потомков Давида (2 Цар. 7:12–16).

 



 
PR-CY.ru