МОР Томас - Страница 9

Требующим значительных трудовых затрат материальным благам жители Утопии предпочитают духовные блага: саморазвитие и познание мира, которыми каждый человек может заниматься в то время, которое у него остаётся после исполнения необходимых трудовых обязанностей. Критикуя принцип частной собственности, приводящий к накоплению бесполезных для общества богатств у одних людей и к нищете других, Томас Мор предлагал принцип справедливого распределения жизненных благ: каждый трудящийся вносит свой вклад в благосостояние общества и получает от общества то, что ему необходимо для удовлетворения жизненных потребностей. Решительно выступая против всех видов праздности и паразитирования на обществе, Томас Мор настаивал на том, что, если всех праздных занять полезным трудом, понадобится немного времени для производства в достаточном количестве и даже с избытком всего того, что требуют польза и удобство. При всём совершенстве и гармоничности общество Утопии, однако, не является обществом полного равноправия. Осознавая, что не всякий труд может быть признан приносящим удовольствие труженику, Томас Мор перекладывал низкий, обременительный, обслуживающий труд на особый класс рабов. Рабство в Утопии является, прежде всего, общественным наказанием: рабами становятся виновные в тяжких уголовных преступлениях. Отрицая необходимость и полезность смертной казни, широко распространённой в Европе в XVI в., Томас Мор был уверен, что преступления против человека и общества должны наказываться принудительными работами на пользу общества. При этом рабами могут становиться также лица, попавшие в плен в результате войн, и представители других государств, добровольно соглашающиеся быть рабами, поскольку рабская жизнь в совершенном государстве для них более предпочтительна, чем свободная жизнь в нищете на родине. Несмотря на всё стремление Томаса Мора к построению общества равноправных граждан, в идеальном государстве всё равно оказывается как минимум три неравных класса: 1) учёные, не вовлечённые или ограниченно вовлечённые в физический труд и контролирующие государственное управление; 2) обычные граждане, обязанные трудиться для обеспечения общественного благополучия; 3) рабы, компенсирующие недостаток трудовых ресурсов. Однако даже такие относительные принципы равенства, согласно рассуждениям Томаса Мора, действуют только внутри Утопии и не распространяются на отношение граждан Утопии к другим народам. Особенно ярко отвержение принципа равенства всех людей независимо от уровня их цивилизации и развития проявляется при описании войн, которые ведут жители Утопии. Для ведения этих войн они пользуются наёмниками из народов, воинственных по своей природе; отправляя их на войну, утопийцы «ничуть не озабочены тем, сколь многие из тех погибнут, полагая, что от рода человеческого заслужат они величайшую благодарность, если смогут очистить землю от всех этих отбросов, от этого безобразного и нечестивого народа». Значительное внимание Томас Мор уделил в «Утопии» вопросам этики и религии. Этика идеального государства строится как автономная и не связывается прямо с какой-либо религией; в основе этики лежат разумные принципы, в которых обобщаются идеи античных философских школ: платонизма, аристотелизма, стоицизма и эпикуреизма. Так, целью жизни человека объявляется счастье, по содержанию совпадающее с благородными удовольствиями, путём к нему – добродетель, которая, в свою очередь, понимается как «жизнь по предписанию природы». В религиозном отношении среди граждан Утопии прослеживается рационалистический плюрализм. Согласно Томасу Мору, «одни почитают как бога Солнце, другие – Луну, третьи – какое-нибудь из блуждающих светил»; некоторые думают, что «величайший бог – это какой-то человек, некогда отличившийся своею доблестью или славой».

 



 
PR-CY.ru