МОР Томас - Страница 7

Во время непродолжительного перерыва в переговорах Томас Мор посетил Антверпен, где познакомился с Питером Гиллисом (Петром Эгидием; 1486–1533 гг.), городским чиновником, другом Эразма Роттердамского. В беседах с ним и другими европейскими гуманистами у Томаса Мора впервые возник замысел сочинения, которому было суждено принести ему мировую славу, – «Утопии» («Utopia», 1515–1516 гг.; полное название: «Книжечка поистине золотая, не менее полезная, чем забавная, о наилучшем состоянии государства и о новом острове Утопия»; «Libellus vere aureus, nec minus salutaris quam festivus, de optimo rei publicae statu deque nova insula Utopia»). К концу 1515 г. Томас Мор написал вторую часть сочинения, посвящённую описанию вымышленного государства Утопия; после возвращения в Англию он добавил задающую сюжетную канву первую часть, в которой сатирически изображалась европейская действительность. В 1516 г. при содействии Эразма Роттердамского «Утопия» была издана на латинском языке в Лёвене; английский перевод вышел намного позже, в 1551 г. Описание расположенного на острове государства Утопия вложено в уста вымышленного путешественника, Рафаэля Гитлодея. В наименовании рассказчика Томас Мор скрыл намёк на его роль: Рафаэль отсылает к имени упоминаемого в Библии архангела Рафаила, которое переводится с еврейского как «исцелил Господь» и понималось как указание на посылаемого Богом к людям «спутника» или «целителя». Фамилия Гитлодей (лат. Hythlodaeus) составлена из двух древнегреческих слов и означает «опытный рассказчик небылиц». Двойным наименованием Томас Мор подчёркивает, что рассказы Рафаэля Гитлодея не связаны с наличной действительностью, однако небылицы в них служат задаче «исцеления» общества, указания пути к более справедливому общественному устройству. Иносказательным является и название «Утопия»: в переводе с греческого языка оно означает «место, которого нет» (ср. лат. Nusquama – «страна Нигде», которое сам Томас Мор использовал как синоним названия сочинения в переписке с Эразмом Роттердамским). Философское содержание «Утопии» получало разные интерпретации как у современников Томаса Мора, так и у последующих мыслителей и исследователей. Введя вымышленный персонаж, Томас Мор намеренно отстранился от отождествления собственной позиции с теми общественно-политическими идеями, которые отражены в описании государства Утопия. Поскольку эти идеи представлены не в утвердительной, а лишь в описательно-гипотетической форме, отношение к ним Томаса Мора остаётся предметом спора интерпретаторов. Многие считали, что Утопия – это картина того идеального общественного устройства, которое Томас Мор рассматривал в качестве желательной или необходимой перспективы развития для европейских государств; такое прочтение стало доминирующим у авторов, объяснявших идеи Томаса Мора с социалистических и коммунистических позиций. Однако среди исследователей истории литературы и философии влиятельной остается и другая стратегия интерпретации, предполагающая, что под видом Утопии Томас Мор иронично и объективно изобразил государство, построенное целиком на принципах современного ему европейского гуманизма, показав как его сильные стороны, так и его слабости. В основе изображения идеального общества Утопии лежит идея справедливости, причём потребность человека в свободе явным образом подчинена представлению о социальной необходимости порядка и дисциплины.

 



 
PR-CY.ru