МОР Томас - Страница 8

Представляя тезис, согласно которому коммунализм – единственное средство против эгоизма в общественной и частной жизни, Томас Мор использовал в качестве его модели элементы христианского монашеского общежития, которое сам наблюдал в юности. Рассуждая об устройстве идеального государства Утопия, Томас Мор, как и многие предшественники-гуманисты, основывался на политических идеалах Античности, получивших философское осмысление в трудах Платона и Аристотеля. В учении о высшей власти в государстве Томас Мор оставался на достаточно консервативных позициях: высший правитель, князь (princeps), не получает свою должность по праву престолонаследия, как европейские монархи, но избирается на неё, однако после избрания занимает её пожизненно. Опасность тирании и произвола исключается тем, что действия правителя контролируются сенатом и в исключительных случаях собранием граждан всего острова. В Утопии принимать решения помимо сената или народного собрания о чём-либо, касающемся общественных дел, считается уголовным преступлением, а малейшее подозрение в стремлении правителя к тирании ведёт к его смещению и избранию на эту должность нового лица. Таким образом, с точки зрения формы правления Утопия является не монархией, а республикой. Наиболее важная функция государственной власти в Утопии – постоянный контроль над производством и распределением в общегосударственном масштабе, поддержание равенства и достатка. В Утопии все важные вопросы предварительно обсуждаются в каждой семье или хозяйстве, затем особые должностные лица – сифогранты, избираемые по одному от 30 семейств, посоветовавшись с гражданами, которых они представляют, совещаются друг с другом и объявляют своё решение сенату; таким образом, народ через своих представителей постоянно контролирует деятельность сената. Высшие должностные лица и сам правитель в Утопии избираются из числа учёных. В политическом строе Утопии воплощается гуманистическая мечта о разумном устройстве общества. Томас Мор был убеждён, что просвещение ведёт к торжеству разума над невежеством и суевериями и тем самым обеспечивает благополучие во всех государственных делах. Поэтому он указывал, что правители должны стать учёными, а учёные – правителями. Основой процесса познания Томас Мор считал материальный опыт. Науки, процветающие в Утопии, не только целиком основываются на практике, но и служат ей. Основанные на изучении окружающего мира науки утопийцев Томас Мор противопоставлял схоластике. В наследии древних писателей и учёных жители Утопии высоко ценят труды, посвящённые естественным наукам, однако они занимаются также философией, логикой, диалектикой, математикой. Широте умственных интересов утопийцев способствует демократическая система образования. Все граждане Утопии независимо от их пола проходят обязательное обучение в школе. Это обучение не ограничивается усвоением теории, но сочетается с практическими занятиями – земледелием и ремеслом, протекающими в форме игр и упражнений. Основой общественного равенства Томас Мор считал равномерное распределение труда между всеми гражданами и разумное самоограничение в пользовании материальными благами. Так, из необходимых человеку благ он исключал предметы роскоши, золото, драгоценности, богатые одежды и т.п.

 



 
PR-CY.ru