МОР Томас - Страница 3

Следуя гуманистической программе, требовавшей обращения к первоисточникам, Томас Мор подчёркивает важность изучения греческого языка; поскольку он является языком Священного Писания и древней церкви, без знания этого языка теолог не может компетентно судить о том предмете, которым занимается. Присоединяясь к высказанной Эразмом Роттердамским в «Похвале глупости» критике в адрес теологов-схоластов, Томас Мор упрекал их в том, что они, «посвятив себя софистике, никогда не снисходят до того, чтобы заглянуть в Библию, будто она не имеет никакого отношения к делу». Томас Мор отвергал самодостаточность логического и диалектического исследования, подчёркивая, что рациональный метод является орудием исследования и имеет ценность лишь настолько, насколько приближает разум к познанию изучаемого предмета. Подобно другим христианским гуманистам, Томас Мор обращал особое внимание на нравственное значение теологии: она должна не только учить неким абстрактным истинам о Боге, но и раскрывать этические истины христианства на основе Священного Писания, а также распространять полученное знание с помощью христианской проповеди. Для убедительности такой проповеди важнейшее значение имеет владение риторикой; под последней у Томаса Мора, как и у Эразма Роттердамского, понимается то искусство, которое облекает истину в словесные одежды и даёт возможность наиболее широкому кругу лиц увидеть и познать её в удобных для восприятия формах. В сложившийся в начале XVI в. постоянный круг общения Томаса Мора в Лондоне помимо его отца, с которым Томас Мор всегда поддерживал доброжелательные и уважительные отношения, и некоторых коллег по юридической корпорации входили его оксфордские преподаватели У. Гроусин, служивший приходским священником и стремившийся в проповедях донести до слушателей содержание изучаемых им оригинальных текстов отцов церкви, и Т. Линакр, вместе с которым Томас Мор углублял свои познания в области греческого языка и литературы, а также его друг Уильям Лили (около 1468 – 1522/1523 гг.), впоследствии ставший выдающимся педагогом-классиком и руководителем школы при соборе святого Павла. Следуя примеру У. Гроусина, Томас Мор около 1501 г. прочёл в приходе Сент-Лоренс-Джюри, где служил У. Гроусин, цикл лекций по трактату «О граде Божием» Гиппонского епископа Августина Блаженного. Примером для подражания и своим духовным руководителем Томас Мор считал Джона Колета (1467–1519 гг.), влиятельного католического богослова и проповедника, христианского гуманиста, сторонника умеренных церковных реформ, главной задачей которых Джон Колет считал повышение уровня образования и строгости жизни духовенства.

 



 
PR-CY.ru