МАРК ПУСТЫННИК - Страница 8

Марк Пустынник оказал влияние на позднейших аскетических писателей. Дорофей Газский (ум. в конце VI в.) дважды ссылается на «авву Марка» и цитирует сочинения «О духовном законе» и «К думающим оправдаться делами». Эти же произведения Марка Пустынника обильно цитируются в сочинениях преподобных Анастасия Синаита, Иоана Дамаскина, Феодора Студита, Исихия Синаита. Также отдельные сентенции из них помещались вкладчиками и переписчиками греческих рукописей Нового Завета в одном ряду с эпиграммами на евангелистов и мемориальными записями. Восточно-сирийский автор Авраам Кашкарский (ум. в 588 г.) цитирует сочинения «О духовном законе» и «К думающим оправдаться делами» в своём «Монашеском правиле». Ученик Авраама Кашкарского Бабай Великий составил комментарий на указанные произведения Марка Пустынника. В комментарии на «Умозрительные главы» Евагрия Понтийского Бабай Великий говорит о Марке Пустыннике как о борце против мессалиан, также приравнивает сочинения Марка Пустынника к произведениям Евагрия Понтийского по глубине мистического опыта. Преподобный Исаак Сирин (VII в.), ссылаясь на Марка Пустынника, вольно передаёт его мысль. Симеон Благодатный (VII в.) ссылается на сентенцию Марка Пустынника, сохранившуюся только в сирийском переводе сочинения «О духовном законе». Дадишо Катрая (VII в.) говорит о Марке Пустыннике как о втором из учителей монашеской жизни после Евагрия Понтийского, называет Марка Пустынника и Евагрия Понтийского «предводителями отшельников и мудрецами», «философами и избранными наставниками иноков». В сочинении «Об уединении» Дадишо Катрая цитирует Марка Пустынника; в комментарии на «Аскетикон» аввы Исаии ссылается на него. Авраам бар Дашандад написал комментарий на сочинения Марка Пустынника (не сохранился). В грузинском алфавитном собрании апофтегм в качестве апофтегмы Марка монаха последовательно приводятся сентенции из сочинений Марка Пустынника.



 
PR-CY.ru