МАРК ПУСТЫННИК

МАРК ПУСТЫННИК, Марк Подвижник, Марк Отшельник, Марк Монах, авва Марк (первая половина V в. – после 430 г.) – преподобный (память 5 марта), автор аскетических и догматико-полемических сочинений. Биографические сведения о Марке Пустыннике скудные, основываются на упоминаниях позднейших авторов. О египетском происхождении Марка Пустынника говорит заглавие его сочинений в древнейшей сирийской рукописи, датированной 533–534 гг., где Марк Пустынник именуется «Египетский». Георгий Амартол (IX в.) трижды упоминает Марка Пустынника в своей «Хронике», называя его учеником Иоанна Златоуста наряду с другими персоналиями, жившими в начале V в. Никифор Каллист Ксанфопул (начала XIV в.) в «Церковной истории» также говорит о Марке Пустыннике как об ученике Иоанна Златоуста и приводит подробности, не зависимые от сообщения Георгия Амартола и восходящие, как полагают исследователи, к не сохранившемуся до настоящего времени источнику. Сирийский писатель Фома Маргский (IX в.) в «Книге глав» сообщает о некоем Макарии, который противостоял ереси мелхиседекитов во время управления Александрийской кафедрой архиепископом Феофилом I (ум. в 412 г.). Ввиду схожести написания имён Макарий и Марк в сирийском консонантном письме, а также наличия в корпусе сочинений Марка Пустынника Слова против мелхиседекитов О. Хессе предложил считать данное сообщение касающимся Марка Пустынника и относить деятельность преподобного к 385–412 гг. Поскольку в сочинениях Марка Пустынника есть антинесторианская полемика, принято датировать его кончину после 430 г. В некоторых рукописях сочинения Марка Пустынника предваряются Житием, в котором он отождествляется с египетским аскетом Марком Келлиотом, упоминаемым в «Лавсаике» Еленопольского епископа Палладия и в «Церковной истории» Созомена , который общался с преподобным Макарием Александрийским. Это Житие засвидетельствовано уже в «Минологии Василия II» под 4 марта и широко распространено в несколько отличной редакции как синаксарное чтение на 4 и 5 марта. В афонской рукописи, содержащей службы Минеи за февраль, под 29 февраля сохранились четыре первые песни канона в честь святого Диадоха, епископа Фотикийского, и Марка Пустынника, который именуется пресвитером и великим подвижником. В каноне в поэтической форме упоминаются аскетические сочинения Марка Пустынника с акцентом на его учение о «духовном законе» (третий тропарь первой песни канона). В грузинском Синаксаре преподобного Георгия Святогорца (Мтацминдели; середина XI в.) память Марка Пустынника указана под 5 марта и также связана с памятью Диадоха Фотикийского.

 



 
PR-CY.ru