МИНА, ЕРМОГЕН и ЕВГРАФ - Страница 8

Исследователям не составляет труда определить образ Мины, если рядом представлены его сомученики, как, например, на мозаике в нартексе монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе (около 1316 – 1321 гг.) – оплечные изображения в медальонах, Мина (в центре) – старец с залысинами, у него клиновидная, разделённая на две пряди борода; Ермоген – темноволосый средовек с короткой бородой, перед собой в покровенных руках держит кодекс; Евграф молод, без бороды, в хитоне и плаще, в левой руке держит крест. С XIV в. при изображении Мины исследователи встречают рядом с именем эпитет «Калликелад». Так, в росписи церкви великомученика Георгия в Старо-Нагоричино (1317–1318 гг.) отдельно представлены фигуры всех трёх мучеников; при образе Мины надпись на греческом языке; он показан средовеком с рыжеватыми вьющимися волосами с небольшой проседью, с залысинами; на нём хитон и плащ с тавлионом, в правой руке держит крест; Ермоген – старец в облачении святителя; Евграф молод, с едва показавшейся бородой, в правой руке держит крест. Также с эпитетом единоличный образ Мины представлен: в росписи кафоликона монастыря Ставроникита на Афоне (1545/1546 г., мастера Феофан Критский и Симеон) – в плаще с тавлионом, в левой руке держит крест, правая – перед грудью в жесте моления; в кафоликоне монастыря Дионисиат на Афоне (1546–1547 гг.) –с Мина седой, с клиновидной бородой, в правой руке держит крест, в его облачении воина подчёркнуто высокое происхождение (помимо тавлиона богатая отделка одежд). В русских подлинниках сводной редакции XVIII в. предпочтение отдаётся характеристике Мины как самого старшего по возрасту: «Мина подобием сед, брада аки Николина, власы кудряв, аки Георгий, во бронях, риза багор, испод празелень, в руце крест, а в другой меч в ножнах, ногавицы желты, сапоги вохра. Ермоген подобием рус, что Флор, ризы епаршеския, предобре устроенныя, верхняя багряная, исподняя зелёная, и в сапогах; в руках меч. Евграф подобием млад, аки Георгий, риза верхняя багряная, светлая, исподняя дикая, в руке крест, а в другой перо и чернильница». Однако тут же говорится о существовании другого типа образа Мины, тоже седого, но с уподоблением папе Римскому Клименту. В лицевой части Строгановского иконописного подлинника (первая четверть XVII в.) представлены образцы для изображения трёх мучеников, причём Евграф (по мнению исследователей, ошибочно) показан с клиновидной бородой средней длины. Изображения святых известны исследователям, главным образом, на минейных иконах, причём если представлен только один святой под соответствующим днём памяти, предпочтение не всегда отдаётся изображению Мины. Так, например, на иконе на декабрь из комплекта миней конца XVI в. (Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник) под 10 декабря изображён Ермоген; но образ Мины исследователи встречают чаще (например, на годовой минейной иконе начала XIX в.). В обширные циклы включаются изображения трёх мучеников (например, на листовых гравюрах работы Григория Павловича Тепчегорского, 1722 г., Российская государственная библиотека, и Ивана Константиновича Любецкого, 1730 г., Российская государственная библиотека).



 
PR-CY.ru