МИНА, ЕРМОГЕН и ЕВГРАФ - Страница 6

В византийской иконографии изображение Мины, Ермогена и Евграфа известно исследователям, главным образом, по минейным циклам начиная с XI в.; многие из сохранившихся ориентированы на изображение сцены мученичества. Её описание представлено в греческом руководстве для иконописцев – «Ерминии» иеромонаха Дионисия Фурноаграфиота (около 1730 – 1733 гг.) в разделе «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» со следующей возрастной характеристикой святых: «Мина, Ермоген и Евграф были обезглавлены мечом. Первый молод, с остроконечною бородою, а второй – с бородою едва показавшеюся» (под 10 декабря.). Однако художники (создатели изображений в минологиях рукописей и в росписи храмов), следуя логике «Жития мучеников», предлагали иную возрастную характеристику: Мину и Ермогена писали одного постарше другого, Мина чаще темноволосым, может быть с небольшой проседью, а Ермогена – убелённого сединами. Евграфа изображали молодым, безбородым, реже – с едва показавшейся бородой. Наиболее характерной чертой облика Мины (в частности, отличающей его от вмч. Мины Фригийского) стала клиновидной формы борода; достаточно часто повторяется и такая черта, как высокий лоб с залысинами. Таким Мина представлен в сцене мучения на миниатюре из «Минология» императора Василия II (первая четверть XI в.): палач вонзает в горло святого клинок, рядом лежит уже умерщвлённый старец Ермоген, у обоих мучеников руки связаны за спиной; слева – сидящий на престоле на фоне архитектурного строения император Максимин, он воткнул меч в грудь стоящего перед ним безбородого юноши Евграфа в момент, когда тот его обличал. Подробно история исповедничества и мученичества Мины, Ермогена и Евграфа проиллюстрирована на двух листовых миниатюрах в «Минологии» из монастыря Эсфигмен на Афоне (XII в.). Каждая миниатюра разделена на три регистра и включает следующие сцены: 1. Император Максимин отправляет Мину в Александрию (Мина – темноволосый человек с большим открытым лбом, с залысинами, волосы длинные, спускающиеся сзади на шею; одет в охристый хитон и тёмно-синий плащ, скреплённый фибулой – кроме сцен мучения); 2. Мина верхом на коне подъезжает к городским воротам Александрии; 3. Император Максимин, с округлой бородой, одет в белую далматику с синим подолом, отправляет епарха Ермогена вслед за Миной (Ермоген – седой, волосы короткие, вьющиеся, в одеждах, отражающих его статус епарха; в обеих сценах с императором присутствует закутанный в красный плащ человек – соглядатай); 4. Мина исповедует Иисуса Христа перед Ермогеном, тот приказывает его казнить; 5. Ермоген присутствует при мучении Мины, которому четыре палача выкалывают глаза, клещами вырывают язык и отрезают ступни; 6. Господь посещает исцелённого Им мученика (из небесного сегмента благословляет святого, в молении); 7. Мина снова предстаёт перед Ермогеном и беседует с ним; 8. Священник в присутствии Мины крестит Ермогена, который изображён стоящим в крестообразном по форме баптистерии;

 



 
PR-CY.ru