МИНА, ЕРМОГЕН и ЕВГРАФ - Страница 5

Память Мины, Ермогена и Евграфа отмечается 10 декабря в «Типиконе Великой церкви», отражающем кафедральное богослужение Константинополя IX–XI вв., без богослужебного последования. В «Студийско-Алексиевском Типиконе» 1034 г., содержащем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского «Синаксаря», Мина, Ермоген и Евграф не упоминаются, но в рукописных славянских Минеях студийской традиции (например, в Историческом музее, XII в.) под 10 декабря содержится служба им, включающая минимальный набор песнопений: канон, цикл стихир и седален. Согласно «Евергетидскому Типикону» второй половины XI в., представляющему малоазийскую редакцию Студийского устава, 10 декабря богослужебное последование Мины, Ермогена и Евграфа соединяется с рядовой службой Октоиха; назначаются отпустительный тропарь четвёртого гласа, кондак, канон авторства Иосифа, цикл стихир-подобнов, один дополнительный подобен и один самогласен; на литургии – прокимен Пс. 67:36, аллилуиарий Пс. 33:18, причастен Пс. 32:1, Апостол и Евангелие дня. В одной из древнейших сохранившихся редакций Иерусалимского устава (XII–XIII вв.) память Мины, Ермогена и Евграфа отмечается 10 декабря. В «Типиконе» сербского архиепископа Никодима 1319 г. помещён предназначенный для Мины, Ермогена и Евграфа отпустительный тропарь. Согласно первопечатному греческому «Типикону» 1545 г., 10 декабря богослужебное последование Мины, Ермогена и Евграфа соединяется с рядовой службой Октоиха; на вечерне на «Господи, воззвах» к стихирам Октоиха присоединяются цикл стихир-подобнов и один самогласен Мине, Ермогену и Евграфу; указан отпустительный тропарь плагального четвёртого (т.е. восьмого) гласа; на утрене поются два канона Октоиха и один канон мученикам, после шестой песни – кондак третьего гласа «Яко звёзды сияющие...», на стиховне утрени на «Славу» поётся самогласен Мине, Ермогену и Евграфу. В целом такие же указания содержатся на 10 декабря в московском первопечатном «Типиконе» 1610 г. и в последующих (в том числе в современном «Типиконе» РПЦ); Мине, Ермогену и Евграфу назначаются также кондак четвёртого гласа и светилен. Последование Мины, Ермогена и Евграфа, содержащееся в современных греческих и русских богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь плагального четвёртого (т.е. восьмого) гласа; кондак четвёртого гласа «От воинства исхитил...» с икосом, кондак первого гласа, кондак четвёртого гласа с икосом, канон авторства Иосифа Песнописца с акростихом «Твердыя воспою мученики венценосныя. Иосифов» первого гласа, ирмос (начало: «Венцы славы украшаемии»); цикл стихир-подобнов, седален, светилен (в греческой Минее два цикла-подобнов, три самогласна и дополнительный седален). По рукописям исследователям известны песнопения в честь Мины, Ермогена и Евграфа, не вошедшие в современные богослужебные книги: кондак плагального четвёртого (т.е. восьмого) гласа «Яко благочестия мученики...» с икосом, кондак плагального четвёртого (т.е. восьмого) гласа «Трисиятельную твою и светлую память...» с икосами, кондак четвёртого гласа «Благозвучный глас твоих слов...» с икосом, кондак второго гласа «Великое Христово и честное имя...»; канон авторства Феофана Начертанного без акростиха плагального второго (т.е. шестого) гласа, ирмос (начало: «Победившие в мире, страдальцы...»); канон с именем автора (Георгия) в богородичнах и с алфавитным акростихом плагального четвёртого (т.е. восьмого) гласа, ирмос (начало: «От запада взошедшее солнце...); дополнительные стихиры, седален и ексапостиларии.

 



 
PR-CY.ru