МИНА, ЕРМОГЕН и ЕВГРАФ - Страница 7

9. (следующий лист) Соглядатай доносит императору Максимину о событиях в Александрии; 10. Император отправляется в Александрию; 11. Мина и Ермоген перед императором исповедуют Иисуса Христа (Ермоген в хитоне и гиматии); 12. Император велит замучить исповедников: два палача отрубили Ермогену руки и ноги и, бросив их в огонь, наносят святому раны, затем палач пытается багром утопить Ермогена в водном потоке (13) и тут же (14) Мина подвешен за руки; 15. Святые невредимыми вновь предстают перед императором Максимином, рядом с которым стоит некий человек (утраты); 16. Император собственноручно убивает нотария Евграфа, перерезая ему горло (Евграф молод, без бороды); 17. Палач отсекает голову сначала Ермогену, затем Мине; 18. На водах стоит железный ковчег с телами святых. В «Минологии» деспота Димитрия Палеолога (1322–1340 гг., Фессалоника) среди сцен мучений (подвешивание за ноги, сжигание в огне, усекновение голов) представлены крещение Ермогена (святой показан стоящим в купели) и исповедничество Евграфа, изображённого дважды – как свидетель казни и Мины, и Ермогена (во втором случае в руке держит крест). Сцена мучения сохранилась также в настенных минологиях ряда храмов: в притворе церкви Вознесения монастыря Дечаны (около 1350 г.) – разновозрастным святым (старший – Ермоген, в крещатой ризе, с омофором) палачи ножами отрезают руки; в притворе церкви святых Апостолов (Святого Спаса) в Печской патриархии, Сербия (1561 г.),– мученики в хитонах и плащах, старшему по возрасту святому (с округлой бородой) палач отсекает голову; рядом слева мучитель с ножом готовится лишить рук двоих святых, один из них молодой, с короткой бородой, другой постарше, с заметной сединой в волосах и клиновидной бороде, оба смиренно протягивают палачу руки в жесте обращения; в притворе собора Святой Троицы монастыря Козия, Румыния (между 1390 и 1391 гг.), – изображение утрачено, сохранилась надпись о том, что святые были усечены мечом; в кафоликоне монастыря Дионисиат на Афоне (1546–1547 гг., мастер Дзордзис Фукас) Мина изображён подвешенным за ноги, император собственноручно отсекает голову Ермогену, на его казнь сокрушённо взирает Евграф. Ростовые образы святых в составе миней представлены на миниатюрах: в минологии «Служебного Евангелия» (третья четверть XI в.) – мученики в рост, как воины, в плащах с тавлионом, в руке крест, двое с бородами, округлой и клиновидной, один темноволосый человек с залысинами; в греко-грузинской рукописи (Российская национальная библиотека, конец XV в.) – в рост, в хитонах и плащах. В монументальную роспись храмов (вне программы миней) нередко входит образ Мины, обычно в составе святых воинов. Наиболее ранний пример представлен фреской в каппадокийской Новой Токалы-килисе в Гёреме (вторая половина X в.). По мнению исследователей, данная атрибуция возможна благодаря наличию в росписи образа второго Мины, великомученика Фригийского.

 



 
PR-CY.ru