ЛУКА - Страница 4

В Лк. 4:44 исследователи встречают труднообъяснимое разночтение: в большинстве рукописей – «в синагогах галилейских», а в древнейших (но также и во многих византийских Лекционариях) – «в синагогах иудейских». Сложным местом, которое затруднялись объяснить уже отцы IV в., является упоминание в Лк. 6:1 «второпервой» субботы (наряду с византийскими рукописями такое чтение встречается в «Александрийском кодексе», в «Кодексе Безы», в группе папирусов в старолатинских рукописях). При этом в некоторых папирусах, «Ватиканском», «Синайском» и некоторых других кодексах говорится просто о субботе. Исследователи предпринимали разные попытки интерпретации этого места, в том числе при переводах (например, в английской Библии короля Якова – «во вторую субботу после первой»; в русском синодальном переводе – «в субботу, первую по втором дне Пасхи»). Большинство современных текстологов признают, что выражение «второпервая» является очень ранним повреждением рукописной традиции. Исследователи полагают, что в изначальном тексте речь шла о раннем утре субботы, например, в латинском Четвероевангелии V в. говорится: «Sabbato mane». В шестых, седьмых папирусах, в «Синайском» и «Ватиканском» кодексах отсутствуют слова: «...Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришёл не губить души человеческие, а спасать» из Лк. 9:55–56. Однако помимо большинства византийских рукописей это чтение исследователи встречают в «Кодексе Безы», в старолатинских рукописях, в арабском переводе «Диатессарона» (на эти слова часто ссылается Иоанн Златоуст). Дискуссионным остаётся вопрос об упоминаемой в большинстве рукописей в Лк. 22:19b – 20 второй чаше на Тайной вечере. Эти стихи отсутствуют в «Кодексе Безы» и старолатинских рукописях. С одной стороны, краткая версия выглядит более логичной, поскольку в других повествованиях (в том числе в «Дидахе» и первом Послании к Коринфянам, а также в последующей традиции совершения евхаристии) фигурирует только одна чаша. С другой стороны, последовательность в Евангелии от Луки иная, чем у других евангелистов: сначала благословляется чаша, потом – хлеб (что, однако, похоже на последовательность в «Дидахе»). Исследователи полагают, что вторая чаша появилась из-за стремления гармонизовать синоптические повествования. По мнению исследователей, то, что длинная версия третьего Евангелия во многом совпадает с 1 Кор. 11:24–25, может указывать на образец для вставки, но также, наоборот, может подкреплять аутентичность длинного чтения, учитывая то, что, согласно преданию, Лука был учеником апостола Павла.

 



 
PR-CY.ru