ЛУКА - Страница 2

С «элладской» версией проповеди Луки связано и так называемое Послание апостола Луки, которое сохранилось в двух восточных редакциях (на сирийском, коптском бохайрском, арабском и эфиопском языках) и якобы было найдено Василием Великим в Иерусалиме в доме Марии, матери апостола Иоанна Марка. Этот псевдоэпиграф, как отмечено в тексте, представляет собой ответ общинам Иерусалима и Галилеи на послание, отправленное через фессалоникийцев Тита и Варнаву по поводу строительства церквей для обращённых из язычников. Суть дела такова: обращённые в Коринфе не помещаются в доме Аристарха, и поэтому апостолы Павел и Варнава пишут в Антиохию, чтобы там нашли место для собрания обращённых. Получив это послание, апостолы Пётр и Иоанн молятся и постятся семь дней (до 6 июня), после чего облака приносят всех апостолов в дом Аристарха, а затем являются Христос и Богоматерь. Спаситель велит строить церкви для обращённых язычников и отправляет апостола Петра в Филиппы, где тот закладывает церковь. Христос приглашает всех на освящение церкви во имя Пресвятой Богородицы 15 июня, и апостол Павел проповедует в течение месяца в Коринфе и Филиппах. После освящения храма Спаситель призывает строить церкви повсюду и возносится с Богоматерью на небо. Текст явно зависит от апокрифического «Успения Богородицы» и возник в VI в., как полагают исследователи, в монофизитской среде. Другая версия кончины Луки изложена в его пространных актах, сохранившихся только на восточных языках (сирийском, коптском бохайрском, арабском и эфиопском). Согласно им, Лука получил в удел Далмацию. Сначала он был спутником и писцом апостола Павла (по некоторым версиям – апостола Петра), а после его казни проповедовал в разных странах, творя чудеса и обращая людей ко Христу. За это против него объединились язычники и иудеи Рима, собравшиеся в главном городском храме (который разрушился после упоминания имени Христа), и донесли на Луку императору Нерону. Лука вышел из Рима и отдал свою книгу (Евангелие?) рыбаку Силе, который стал апостолом. Затем Лука был арестован, приведён к Нерону, допрошен и избит. Ему отрубили правую руку, но она чудесным образом восстановилась, из-за чего ко Христу обратились префект Анатолий и его близкие – 267 человек. Нерон приказал отсечь Луке голову, положить её в мешок с песком и бросить в море. Во время казни вернулось зрение к одноглазому воину, который принял христианство и был обезглавлен вместе с Лукой. Голову Луки принесло течением к некоему острову, где её обрели христиане. Судя по тому, что сразу в нескольких версиях действие происходит в городе Проконнесе, акты имеют позднее происхождение, на что указывает смешение старого Рима с новым (Константинополем), рядом с которым и находится остров Проконнес (ныне Мармара). Поскольку мощи Луки оказались в Константинополе в IV в., эта дата является нижней хронологической границей времени создания актов. Феодор Чтец (начало VI в.) первым упоминает о том, что Лука написал икону Пресвятой Богородицы. Впоследствии Луке приписывали создание многих икон Богоматери в разных регионах христианского мира.

 



 
PR-CY.ru