ЛОНЕРГАН Бернард Джозеф Фрэнсис - Страница 8

9. Как понимание понимания доставляет ясную и отчётливую идею ясных и отчётливых идей, включает постижение смысла смысла, точно так же понимание разных способов бегства от понимания способно объяснить весь спектр идей, в действительности смутных, но кажущихся ясными и отчётливыми: ошибочные взгляды на смысл смысла, искажения в априорных синтетических компонентах нашего знания, существование множества несовместимых философий, ряд ошибочных метафизических и антиметафизических позиций. 10. Отсюда следует возможность такой философии, которая одновременно методична, критична и всеобъемлюща: всеобъемлюща потому, что охватывает единым взором всякое утверждение во всякой философии; критична потому, что проводит различение между продуктами отстранённого и беспристрастного стремления к пониманию и продуктами бегства от понимания; методична потому, что возводит тезисы философов и метафизиков к их истокам в познавательной деятельности и решает, искажена эта деятельность или нет, апеллируя не к философам, не к метафизикам, а к озарениям, методам и процедурам математиков, учёных и людей здравого смысла. Метатеория понимания, выстроенная на фундаменте разработанного таким образом понятия озарения, работает на трёх уровнях: она исследует человеческое понимание, развёртывает философские импликации понимания и ведёт борьбу против бегства от понимания. Эти уровни тесно связаны между собой. В отсутствие первого уровня не существовало бы основания для второго и точного смысла для третьего. В отсутствие второго уровня первый не продвинулся бы дальше элементарных утверждений, а третий был бы лишён действенности. Без третьего уровня второй выглядел бы неправдоподобным, а первым можно было бы пренебречь. Говоря об универсальном эмпирическом методе познания, Лонерган различает в качестве его формообразующих элементов эвристические структуры (классические и статистические общие принципы познания) и каноны (общие правила работы познания), а именно: канон отбора, канон операций, каноны релевантности, экономности, полного объяснения и канон статистического остатка. Их приложение к различным предметным сферам познания, составляющее содержание второй части книги, порождает конкретные методы частных наук и типов знания.

 



 
PR-CY.ru