ЛОНЕРГАН Бернард Джозеф Фрэнсис - Страница 5

Процесс перехода от одной культурной парадигмы к другой идёт с конца XVI – начала XVII вв., и в двух базовых культурных идеях (идее знания и идее человека) он всего заметнее. Лонерган отмечает при этом следующие изменения. 1. Полностью изменилась идея научного знания. У Аристотеля научность базировалась на строгости дистинкций, а их нормативность опиралась на идею необходимости и универсальности. Современная наука отталкивается от чувственных данных, а не от логических дистинкций. Идея метафизической необходимости уходит вообще: что бы ни было истиной относительно нашего физического мира, ни один физик больше не считает, что такое мироустройство должно быть именно таким по неким метафизическим основаниям. С одной стороны, это освобождает мышление и экспериментальную работу учёных-естественников от любых предвзятостей, связанных с метафизическими необходимостями. С другой стороны, утрата нормативности в определённом смысле делает науку беззащитной перед наплывом лжеучёных и лженаучных теорий, маскирующихся под науку. 2. Кардинально меняется идея человека. Представление о неизменной и вечной природе уступает место идее субъекта, который открыт пространству смыслов и сам выстраивает себя через отбираемые культурные смыслы. 3. Современная культура рождается вместе с рождением исторического сознания. Под ним Лонерган понимает осознание и принятие кумулятивного (накапливающегося) изменения. То, что вещи способны меняться, было известно давно, но изменения понимали в терминах регулярных природных циклов. Признание того, что явления и события могут идти друг за другом в последовательности, в которой накапливаются изменения (к лучшему или к худшему) и потому со временем происходят необратимые трансформации, возникло по историческим меркам совсем недавно. И возникло оно не в области естествознания, с которым принято связывать всё новое и прогрессивное при рождении современной культуры, а в науках гуманитарных: в языкознании, филологии, историографии. В этом сказывается небывалая значимость гуманитарного знания. Безусловно, идея историчности изначально заложена в самом понятии Священной истории, и в этом смысле её нельзя считать новой в абсолютном смысле. Но лишь в начале Нового времени идея историчности становится основной культурообразующей осью и конститутивным элементом всего необъятного горизонта человеческого познания и осмысления себя и мира. Проблемы, поставленные осознанием кумулятивных изменений, т.е. историческим сознанием, стали главным предметом научного интереса Лонергана.

 



 
PR-CY.ru